Что лучше галоген или светодиод. Какие лампы лучше поставить в фары. Светодиодные лампы преимущества

На сегодняшний день существует несколько альтернатив привычным и хорошо знакомым всем лампам накаливания – энергосберегающие , светодиодные, галогенные.

У каждой из них свой принцип работы, потребление энергии, светоотдача, свои достоинства и недостатки. Предлагаем вам сравнить светодиодные и галогенные лампы по основным критериям – возможно, это поможет вам определиться с выбором.

будут ли победители в этом споре?

СРАВНЕНИЕ СВЕТОДИОДНЫХ И ГАЛОГЕННЫХ ЛАМП

Критерий сравнения

Светодиодные лампы (LED)

Галогенные лампы

Принцип действия

В основу светодиодного освещения заложен принцип работы полупроводников, т.к. световые диоды LED (Light еmitting diode) внутри лампы являются полупроводниковыми и работает по принципу использования p-n перехода. Это значит, что энергия образуется в ходе движения положительных и отрицательных зарядов и максимальная ее часть выделяется в виде фотонов видимого света.

Принцип действия схож с выработкой света в лампах накаливание, где основная роль принадлежит вольфрамовой проволоке, она же является телом накаливания в галогенных лампах, и накаливается до свечения под воздействием электрического тока. Основное различие в том, что колба лампы наполнена галогенидами, которые возвращают вольфрамовые испарения к телу накаливания, значительно продлевая работоспособность лампы.

Наполнение колбы лампы

Наполнение колбы не имеет значение, т.к. свет исходит непосредственно от диодов и не имеет химической составляющей. Поэтому колбы служат рассеиваетелем света и в качестве защиты диодов от пыли и влаги, а могут и вовсе отсутствовать.

Внутри колбы вакуум или инертный газ (азот, аргон, криптон). Вольфрамовая нить дополнена активными веществами, которые отвечают за химический цикл.

Нагревание в процессе свечения

Светодиодные лампы имеют минимальный нагрев – до 50°С

У галогенных ламп сравнительно высокая теплоотдача -1 50°С

Распределение и потребление электроэнергии

Вся электроэнергия направлена на образование фотонов света. Невысокое энергопотребление – в 8-10 раз ниже, чем у обычных ламп накаливания.

Большая часть энергии потребляется на накаливание нити, и незначительная - на образование света. Энергопотребление на 20-50% ниже, чем у обычных ламп накаливания.

Срок службы

От 30 до 100 тыс. непрерывного горения.

2000-2500 часов непрерывного горения

Эквивалент мощности (Ватт)

Чтобы заменить лампу накаливания в 100 Ватт, необходима светодиодная лампа мощностью 10 Ватт

Чтобы заменить лампу накаливания в 100 Ватт, необходима галогенная лампа мощностью 60 Ватт

Яркость (Lm)

Варианты оттенка светового потока

Свет LED лампы может быть тёплого, нейтрального или холодного белого цвета, а также цветным, в зависимости от диодов.

Теплая, но близкая к белому цветовая тональность. Обладают очень высокой цветопередачей.

Время развития максимальной яркости

2-3 секунды

2-3 секунды

Ограничения

Не стоит использовать приборы со светодиодными лампами в условиях, где необходимо равномерное распределение света, т.к. светодиоды дают строго направленный световой поток, что может вызвать ослепление и «пятнистость» освещения. Также не стоит использовать такие лампы, если источники питания и системы охлаждения вызывают сомнения, ведь использование светодиодного освещение подразумевает еще и использования понижающих трансформаторов, выпрямителей, стабилизаторов тока.

Лампы сильно нагреваются, поэтому не допускается использование их в пожароопасных светильниках и люстрах. , а также не стоит использовать такие лампы в сетях с сильными скачками напряжения.

Температурный диапазон работы

Экологичность

Экологичны

Излучают небольшое количество ультрафиолета

Средняя розничная цена

Итак, в целом, по своим свойствам и качествам, пальму первенства заслуживают светодиодные лампы, но у галогенных есть один, но очень весомый козырь – это цена. Хотя в переложении стоимости на светочасы позиции противников примерно равны. Так что, выбор за вами.

Удивительно друзья, что еще совсем недавно все автомобильные фары были совершенно одинаковыми по типу используемых источников света. Практически во всех автомобилях использовалась только одна технология источника света. В связи с тем, что по своей конструкции и типу используемых лампочек фары в разных автомашинах были одинаковыми, то большинство этих фар не отличались своим оригинальным дизайном. Но теперь как мы знаем все изменилось.

Чтобы понять на сколько глубоко светодиоды вошли в автомобильную промышленность, хотелось сначало бы отметить, что на всех выпускаемых автомобилях в мире приборная панель освещается практически с помощью этих LED ламп.(!) Даже кнопки в салоне автомашины также подсвечиваются светодиодами. В том числе вместе с ними и сенсорный дисплей информационно-развлекательной системы также подсвечивается этими LED лампами.


Все дизайнеры автомобилей в мире очень полюбили эти светодиоды, поскольку их маленький размер позволяет встраивать их даже в самые мелкие и тонкие элементы автомобиля.

Светодиодные источники освещения - это колоссальный прорыв технологий, который принес пользу не только самой автопромышленности, но и многим отраслям экономики. Самое удивительное здесь другое, а именно, что эти современные LED лампы по своей яркости практически уже приблизились к тем же газоразрядным лампам (ксеноновым). Но это еще не все плюсы ламп. Эти LED лампы в огромное число раз быстрее достигают своей максимальной яркости, чем ксеноновые. К примеру, обыкновенные и галогеновые лампы достигают своей максимальной яркости где-то за полсекунды, а вот те же светодиодные лампы достигают такого же максимального накала уже всего за миллионную долю секунды!!!

Так например, при использовании этих светодиодов в задних фарах автомобиля (при торможении) намного улучшилась реакция водителей, которые движутся позади автомобиля, приблизительно где-то на 30%.

Вдобавок ко всему, некоторые производители светодиодных ламп добились почти долговечности работы этих ламп, которая достигает на сегодняшний момент 15 тысяч часов работы.

Если Вы прикоснетесь к автомобильной лампе накаливания или галогенной лампе, то скорей всего вскрикните от боли, так как эти лампочки очень сильно нагреваются. Но, если Вы прикоснетесь также к светодиодной лампе, то Вам предстоит долгое время удерживать свою руку на лампе, чтобы она почувствовала на себе тепло.


Это самое главное . Они максимально эффективно используют потребляемую энергию и далее преобразовывают ее в свет, но не в тепло, как предыдущие лампы. Все это стало возможным благодаря именно тому, что данные светодиодные лампы большую часть своего тепла просто сохраняют внутри, а не выплескивают его на поверхность лампы.

С первого момента появления светодиодных ламп и установки их в автомобильные фары, таковые изначально устанавливались только лишь на роскошных и дорогих автомобилях, стоимость которых начиналась от 200 тыс. долларов США. Сегодня светодиоды появились уже на многих автомобилях эконом класса. Наступление светодиодных технологий практически охватило всю машиностроительную автопромышленность. Светодиодные фары претендуют в ближайшее время стать основным источником стандарта ближнего и дальнего света.

Лазерные фары.


В конце этого года компания "BMW" представит публике на своей новой гибридной модели i8, новые инновационные лазерные передние фары. Лазерные технологии будут доступны в машине в качестве дополнительной опции. Так что совсем скоро смогут увидеть совершенно иной "взгляд" новых агрессивных передних фар.


Если Вы думаете, что будут так-же как и ксеноновые ослеплять встреченных водителей, если на автомобиле не будет отрегулирована и работать автоматическая регулировка наклона фар, то Вы полностью друзья ошибаетесь. Технология лазерных фар совершенно полностью иная.

Лазерный луч света направляется через фосфорный газ. При прохождении луча лазера этот газ дает более яркое свечение, чем у газоразрядных ламп, но вот далее этот яркий свет просто отражается и рассеивается освещая тем самым равномерно дорогу, он совсем не ослепляет встречные автомашины.

Как утверждают разработчики, эти лазерные фары намного энерго-эффективнее, они могут освещать дорогу на расстоянии до 600 метров впереди идущего автомобиля. К примеру, светодиодные фары дальнего света могут освещать дорогу только на расстоянии 300 метров впереди идущего транспорта.

Как зарабатывают деньги на перепродаже автомобилей в Китай

В заключении уважаемые читатели хотелось бы отметить, что каждый тип световых ламп на автомобилях должен быть строго использован в определенном виде фар, поскольку, при использовании ламп в фарах непредназначеных под определенный тип источника света, снижается эффективность ближнего и дальнего света, и фары уже могут ослеплять водителей встреченных машин.


Так например, ксеноновые лампы должны использоваться только в фарах со специальными линзами, эти фары должны быть оборудованны омывателем и автоматической корректировкой угла наклона.

Галогенные лампы не должны использоваться в фарах с отражателем, который предназначен именно под традиционные лампы накаливания. Использования светодиодных ламп в обычных фарах, также не допустимо, поскольку яркость освещения дороги не будет соответствовать стандарту безопасности в соответствии с ГОСТом. Удачи друзья!

В последнее время на рынке появилось много технологий в освещении: классические лампы накаливания, галогенные, компактные люминесцентные, газоразрядные и светодиодные.

Чем же они отличаются и какие лучше?

Сегодня мы проведем сравнение двух популярных технологий – светодиодных (LED) и галогеновых ламп (halogen).

Принципы работы:
По сути галогенка — та же лампа накаливания. Основным элементов свечения является вольфрамовая нить, помещенная в колбу, в которую добавлен газ (йод или бром). Это позволяет повысить температуру спирали и срок службы до 5 тысяч часов. Технология LED – кардинально отличается.

Принцип работы LED-лампы полностью построен на принципе p-n перехода полупроводникового диода. Диод, пропуская электрический ток, начинает выделят фотоны, и мы наблюдаем свечение. Тут важно понимать, что качество лампы зависит типа используемого светодиода (COB, DIP или SMD), и от качества установленного драйвера. Сравнивая принципы работы, уже можно сказать о более высокой экологичности светодиодного освещения.

Теперь давайте разберем основные отличия в характеристиках:

  1. Срок службы. Диод более долговечный и может прослужить до 50 тыс. часов, галогеновая лампа только 5 тыс.
  2. Светоотдача или световой поток . Измеряется в Lm/W и является одним из важнейших показателей, который говорит нам о том, какое количество света мы получаем при затрачиваемой мощности. Эффективность галогена составляет 50 Lm/W, что в 2 раза меньше эффективности светодиода, который сейчас уже достигает светоотдачи до 100 50 Lm/W.
  3. Температура цвета . Говорит на о том как мы воспринимаем свет лампы. От теплого желтоватого до холодного с синим оттенком. Температура измеряется в Кельвинах (К). Самый теплый свет равен 3000 К, его мы обычно используем в гостиных и спальнях. Холодный до 7000 К нужен в помещениях. Где необходимо рассмотреть все детали (кухня, ванная, производственные и офисные помещения).Ни светодиод, ни галоген в этом плане не уступаю друг другу и имеют равную шкалу цветовых температур.
  4. Ra, CRI или индекс цветопередачи . Показатель говорит нам о том, насколько предмет при освещении, соответствует естественному (солнечному) свету. За эталон обычно принимают солнечный свет, который равен 100 Ra
    В этом пункте побеждает галогенная лампа. Индекс светопередачи LED приближается к показателю 90Ra, в то время как галоген равен 95Ra.
  5. Нормальный показатель цветопередачи составляет 85 и выше Ra . Такое освещение для дома, это комфортно для глаз и передает цвета и оттенки всех предметов. Для ювелирных магазинов, музеев и торговых залов необходим максимальный CRI с показателем не меньше 95.
  6. Коэффициент пульсации . Этот показатель варьируется от производителя к производителю. Важен он потому, что напрямую влияет на наше зрение и здоровье. Естественно, чем он ниже, тем лампа безопасней для применения. На сегодня технология LED практически снизила данный показатель до 0, показатели галогена на сегодня 12-25.
  7. КПД или коэффициент полезного действия . Показатель говорит нам о том, сколько энергии преобразуется в световую, а какая часть уходит на обогрев помещения. Лед и здесь побеждает галоген. Эффективность диода достигает 95%, а галоген только 15%.
    Давайте представим дом, в котором установленно 20 галогенных ламп, общей мощностью 1,2 кВт: каждый раз, включая свет, затраты энергии будут сравнимы с включением стиральной машины, а в квартире будет жарко, как в инкубаторе. 20 светодиодных ламп помогут обеспечит тоже количество света и при этом затраты на электроэнергию уменьшатся в 5 раз.
  8. Рабочая температура . Очень важный показатель который влияет на срок службы, долговечность и сферу применения лампы. Галоген нельзя применять в объектах, которые содержат легко воспламеняемые элементы, так как температура во время работы очень высока и достигает 150 градусов по Цельсию.
  9. Рабочее напряжение . Срок службы ламп зависит от того насколько она способна перенести перепады напряжения в сети, что очень актуального для нашего региона. Именно поэтому у галогенок есть негативная репутация о сроке службы. Они могут выдерживать диапазон в среднем от 190 до 230. В LED наличие драйвера увеличивает эти показатели от 160 до 250 (в зависимости от производителя).

Выводы

Если вы уже используете галогенные лампы, то при выходе из строя их лучше заменить на светодиодные. Замена окупится в течение года, т.к. на электроэнергию вы будете тратить в 10 раз меньше. Еще одним плюсом будет то, что вы перестанете бегать в магазин за лампами каждые 2 месяца, и забудете о замене на ближайшие 3-4 года.

Какие лампы выбрать: галогеновые или светодиодные? На этот вопрос пытаются получить ответ миллионы людей по всему миру. Оба вида пользуются огромной популярностью не только у рядовых потребителей, но и у автолюбителей. Светодиодные лампы используются практически во всех источниках освещения. Степень востребованности галогеновых аналогов также высока. Но разница галогеновых и светодиодных ламп очевидна. Каждый вид обладает своими особенностями, имеет свой принцип работы. Чем отличаются светодиодные лампы от галогеновых и какие изделия лучше использовать?

Подробнее о работе галогеновых источников света

Прежде чем понять, что лучше, галогеновые или светодиодные лампы, стоит рассмотреть особенности работы тех и других.

Устройство галогеновых образцов во многом повторяет конструкцию обычных ламп накаливания. Единственным существенным отличием является наличие в полости колбы галогена: йода или брома. Он необходим для того, чтобы увеличить срок службы осветительного прибора в два, а то и в четыре раза.

При включении нить накала разогревается до необходимой температуры и начинает излучать свет. Во время этого процесса происходит высвобождение вольфрама с поверхности спирали. Мелкие частички выделяющегося вещества вступают в реакцию с галогеном, препятствующим осаждению атомов вольфрама на внутренней поверхности колбы.

В результате вокруг светящейся нити создается своеобразная положительная обратная связь, что способствует росту температуры спирали и увеличению яркости освещения. Максимальная температура может составлять три тысячи Кельвин. Форма галогеновых ламп может быть различной. Все зависит от области применения. На полках магазинов можно найти лампы галогеновые для применения в медицине, бытовых приборах и в автомобилях.

Достоинства и недостатки

Востребованность галогеновых ламп обусловлена преимуществами данных источников света:

  • замена не требует много времени и усилий;
  • они излучают теплые тона, которые напоминают солнечный свет;
  • низкая стоимость обеспечивает доступность абсолютному большинству покупателей.

Благодаря низкой себестоимости производство и потребление галогенных ламп остается на высоком уровне. Ввиду компактности и стойкости к перепадам напряжения их активно применяют в автомобильных фарах.

К минусам галогеновых ламп стоит отнести низкий коэффициент полезного действия, который не превышает 15 %. Это объясняется тем, что большая часть потребленной энергии расходуется на поддержание накала. Длительность эксплуатации сравнительно небольшая, в среднем составляет около двух тысяч часов. Данный показатель напрямую зависит от частоты включений лампы и скачков в сети. Чтобы увеличить срок службы галогеновых ламп, некоторые потребители вынуждены устанавливать выключатели с диммерами, которые обеспечивают плавный пуск.

Подробнее о светодиодных лампах

Это готовый прибор, составляющими частями которого являются источник света и драйвер. В настоящее время на полках магазинов появилось очень много белых светодиодов, стоимость которых достаточно низкая. Это привело к резкому удешевлению производственного процесса, дало возможность приобретать прибор широкому кругу населению.

Светодиодные лампы широко используются не только в бытовых приборах, но и служат основой для гирлянд и светофоров. Специалисты советуют ставить их в детские игрушки и приборную панель в авто. Светящиеся ленты на основе светодиодов подчеркивают стиль интерьера в домах и офисах. Светодиодные лампы в настоящее время составляют серьезную конкуренцию ксенону в фарах авто. Популярность приборов обусловлена их надежностью, которая подтверждается семисегментными индикаторами. Срок эксплуатации последних составляет от 5 лет и выше.

Основные достоинства и недостатки светодиодных ламп

Востребованность светодиодных ламп обусловлена отличной функциональностью и рядом других достоинств. Срок службы ламп со встроенным примитивным драйвером составляет около 36 часов. Срок эксплуатации более качественных моделей с дорогими составляющими элементами может достигать 72 часов. у светодиодных ламп гораздо выше, чем у галогеновых аналогов, и составляет 30 %. Именно поэтому специалисты советуют приобретать именно их.

Огромным преимуществом также является мгновенное включение и отключение ламп со светодиодами. Это особенно важно в динамических установках. Небольшой размер составляющих элементов позволяет создавать лампы любых форм. Кроме того, они могут быть сданы в ремонт в случае возникновения неполадок. Это значительно увеличивает срок службы.

Другим достоинством является относительно низкая температура и отсутствие вредных компонентов и излучения. По мнению профессионалов последние два фактора обеспечивают безопасность и не оказывают пагубного воздействия на организм человека. Кроме этого, лампы на основе светодиодов могут выпускаться как со стеклянной, так и с пластиковой колбой.

Недостатки у светодиодных ламп тоже есть. Один из главных минусов высокая стоимость изделий, мощность которых превышает 5 Вт. Здесь стоит отметить несколько основных моментов, препятствующих повсеместному распространению: высокая цена изделий на основе светодиодов мощностью более 5 Вт. Это не позволяет широко использоваться подобные приборы в фарах автомобилей, прожекторов и уличных фонарей. Кроме того, светодиодные лампы могут использоваться только со специальным драйвером.

Стоимость

Определяющим фактором для многих людей является цена приборов. Именно поэтому, прежде чем ответить на вопрос о том, что лучше, галогеновые или светодиодные лампы, нужно рассмотреть ценовые категории, к которым относятся изделия.

Стоимость светодиодных ламп значительно выше, чем аналогичный показатель галогеновых. Приобрести прибор первой категории со стандартным цоколем Е27 можно в среднем за 150-350 рублей. Цена галогеновых ламп не превышает 50-60 рублей. Стоит учитывать, что срок годности различен у галогеновых и светодиодных ламп.

Какие лучше?

И тот и другой вид осветительных приборов пользуется популярностью. Но многих людей все же интересует, что лучше: галогеновые или светодиодные лампы? Разобрав особенности работы и тех, и других, изучив другие нюансы, можно дать однозначный ответ.

Светодиодные лампы имеют по сравнению с галогеновыми аналогами один единственный недостаток - высокую стоимость. Но можно ли считать цену минусом? Ведь рабочий ресурс LED-ламп составляет около 30 часов. В то время как аналогичный показатель изделий с галогенами гораздо меньше. А это значит, что за время эксплуатации стоимость светодиодов полностью окупается. Специалисты рекомендуют не сбрасывать со счетов этот вариант осветительных приборов еще и потому, что производитель дает гарантию на лампы. В случае если изделие перестало работать до истечения гарантийного срока, лампу можно вернуть в магазин или обменять на аналогичный товар.

Более того, светодиодные лампы гораздо меньше нагреваются и могут иметь пластиковый корпус, обладающий ударопрочными свойствами. Ни один галогенный прибор не способен выдать подобных результатов.

Заключение

Вопрос о том, что лучше, галогеновые или светодиодные лампы использовать в приборах освещения, волнует миллионы людей по всему миру. Оба источника света востребованы. Однако сравнение галогеновых и светодиодных ламп демонстрирует явное превосходство второго варианта над его аналогами. Именно светодиоды и рекомендуют приобретать специалисты, знающие не понаслышке о характеристиках осветительных приборов.

ГАЛОГЕННЫЕ ЛАМПЫ НАКАЛИВАНИЯ

Первые галогенные лампы появились еще в 1962 году (модель H1) и пока что являются самым распространенным источником освещения в автомобильных фарах. Конструкция этих ламп не сильно отличается от обычных ламп накаливания и является их эволюцией: «галогенка» также включает в себя герметичную стеклянную колбу, внутрь которой помещены электроды с нитью накаливания из вольфрама. Но из-за высокой рабочей температуры вольфрама его атомы испаряются на колбу, ограничивая срок ее службы. Для увеличения ресурса в колбу решили закачивать специальную смесь инертного и галогенного газов, которая, взаимодействуя с испаряющимися частицами вольфрама, препятствует их «прилипанию» к стенкам колбы и помогает им «вернуться» на нить накала. Этот процесс позволил продлить ресурс лампы и повысить температуру спирали, сделав свечение более ярким. Несмотря на свой возраст, фары с таким источником света вряд ли уйдут в отставку в ближайшие лет двадцать-тридцать. На их стороне предельно низкая себестоимость, соперничать с которой пока что не может ни «ксенон», ни светодиодные фары.

Плюсы

Низкая стоимость лампы и оптики в целом, простота конструкции, не обязательна установка автокорректоров и омывателей фар.

Минусы

Малый срок службы, низкий КПД, сильный нагрев оптики, слабый по сравнению с «ксеноном» свет.

Будущее простых и доступных галогенных ламп полностью зависит от скорости развития других источников света.

ГАЗОРАЗРЯДНЫЙ КСЕНОН

Прогрессивная для своего времени оптика с газоразрядными лампами впервые появилась в 1991 году, как это водится, на автомобиле премиум-сегмента - BMW 7-й серии. И с самого начала главное преимущество «ксенона» было неоспоримо: его эффектный и, главное, эффективный свет. Также к достоинствам относятся меньшее энергопотребление (в тепло здесь уходит около 7 % энергии вместо 40 %) и более долгий срок службы. Если жизненный цикл «галогенки» составляет порядка 500–800 часов, то «ксенон» доживает и до 3000 ч (в отличие от нити накаливания, в ксеноновых лампах свечение дает дуга разряда между электродами). Но и недостатки до сих пор весьма существенны: такой источник света требует установки дорогостоящих блоков розжига, а также специальных ламп, которые должны меняться парой (во избежание разницы в цвете, который со временем изменяется). Но и этого недостаточно: при загрязнении поверхности фар встречным водителям приходится тяжко: при более ярком по сравнению с обычными лампами освещением преломляемый загрязненным стеклом свет рассеивается во все стороны, мешая встречному потоку. Но и с чистыми стеклами на неровностях дороги можно ослепить «встречку». Поэтому любая оптика, световой поток которой превышает 2500 люмен, должна дополнительно комплектоваться автокорректором и омывателем, что, собственно сказывается на конечной цене автомобиля. В «Филипсе» нашли выход, выпустив лампу с «безопасным» световым потоком в 2500 люмен - это меньше, чем у традиционного «ксенона» (3500– 4000 люмен), но все равно ярче, чем у «галогенок» (1000–1500). В целях удешевления пересмотрели и остальную конструкцию, совместив блок розжига с лампой. В первую очередь подобные системы будут устанавливаться на доступные малолитражки. Хотя, может, дни «ксенона» уже сочтены, ведь появились светодиодные фары.

Плюсы

Примерно вдвое ярче и в 5–6 раз долговечнее «галогенок», низкое потребление энергии, малый нагрев оптики.

Минусы

Необходимость замены ламп сразу в двух фарах, высокая стоимость ламп «уменьшенной мощности».

«Гибридные» лампы, совмещенные с блоком розжига, могут сделать применение «ксенона» повсеместным только в том случае, если светодиодная оптика не подешевеет.

Световой пучок фары сильно зависит от точности изготовления: центрирование нити накаливания проверяют на каждой лампе


К колбе лампы приваривается тонкая труб ка, необходимая для закачки галогена

Мощный световой поток «ксенона» требует установки автокорректоров и омывателей


Совмещенная с блоком розжига «дефорси рованная» лампа D5S обходится без дополни тельного оборудования. И хоть себестоимость автомобиля становится ниже, замена ламп будет обходиться заметно дороже


Ксенон закачивается в лампу, охлаж даемый до 190°С, а в самом конце лампы подвергают отжигу: так цве товая температура достигает нужной величины








Свет от различных источников (сверху вниз ): галогенные лампы H7, новые «гало генки» X-treme Vision Н7, ксеноновые лампы, светодиодная оптика

СВЕТОДИОДЫ

Поначалу светодиоды стали заполнять пространство задних фонарей, начиная со стоп-сигналов, после плавно сменили лампы накаливания габаритного освещения, а совсем недавно LED-оптика стала доступна и в качестве головного освещения. Первым серийным автомобилем, который получил светодиодный ближний свет, стал Lexus LS 600h в 2007 году. В последние же годы подобная оптика стала устанавливаться (естественно, за доплату) и на относительно доступные авто Гольф-класса. Казалось бы, найден идеальный источник света: скорость срабатывания светодиода в разы быстрее любых ламп, срок службы почти в 10 раз дольше, чем у «ксенона», да и потребление энергии здесь мизерное. Смотрится и вправду эффектно!

Но эффективность не так хороша, как кажется: из-за дизайнерских изысков и ограниченного пространства не всегда удается вместить достаточное количество светодиодов, что напрямую влияет на световой поток. К примеру, LED-оптика Seat Leon выдает порядка 1600–1700 люмен - немногим больше, чем фары с обычной лампой H7. И будь в этих же фарах «ксенон», свет был бы на порядок ярче. А ведь эта опция не из дешевых: сеатовские светодиоды оцениваются в 47 600 рублей! Это ни в коем случае не означает пустую трату денег: ехать с таким светом действительно удобно: световой пучок распределяется по дорожному покрытию предельно равномерно, да и цвет близок к белому. Но если вместо 6 светодиодов поставить 15, как в фаре BMW, сила потока сравняется с ксеноновыми 4000 lm. Так что не всякие светодиоды «одинаково полезны».

Плюсы

Долгий срок службы; минимальное энергопотребление; эффектный дизайн; более яркий, чем у «галогенок», свет; равномерный световой поток.

Минусы

В производстве пока что дороже «ксенона», эффективность света сильно зависит от дизайна оптики.

По эффективности светодиодная оптика только начала подбираться к ксеноновой, но, достигнув той же себестоимости, может ее вытеснить.


Чем больше светодиодов можно поместить в фаре, тем ярче будет свет, который не всегда эффективнее, чем у «галогенок»


На автомобильной оптике светодиоды впервые появились в задних стоп-сигналах

ЛАЗЕРНЫЕ ИСТОЧНИКИ СВЕТА

Однако в BMW нацелены на другой результат. Осенью 2014 года в серийное производство выйдет BMW i8: гибридный спорткар должен был стать первым серийным автомобилем с лазерным источником света, а в ближайшие годы в BMW Group намерены оснащать и другие новинки концерна подобной технологией. Но баварцев опередили ребята из Audi: уже летом должна выйти ограниченная партия спортивного R8 LMS с лазерными фарами. Изюминка такого освещения - небывалая дальность света, доходящая до 600 метров, что в два раза больше диапазона современных светодиодных фар дальнего света. Сама технология очень близка к светодиодам, но есть отличия: лазерные диоды в десять раз меньше обычных и одновременно мощнее. Это дает возможность сэкономить пространство внутри фары, сократив при этом размер отражательной поверхности почти в десять раз по сравнению со светодиодными элементами. Но поскольку лазерный луч слишком мал, он проходит через специальные линзы во флюоресцирующую фосфорную субстанцию внутри фары, которая трансформирует его в яркий белый свет. За счет того, что исходящий свет гораздо ярче современного головного освещения, здесь не обойтись без использования системы управления дальним светом, использующей камеры для слежения за встречным автомобильным потоком.

Плюсы

Несравнимая эффективность освещения, превосходящая любые аналоги; крайне компактная конструкция фары, эффектный внешний вид, низкое энергопотребление.

Минусы

Необходимость использования высокотехнологичных, а следовательно, дорогостоящих электронных систем.

Лазерная оптика - очередной революционный этап в развитии автомобильного освещения.


Дальность светового пучка лазерного света вдвое больше, чем у светодиодных фар



Плотный пучок лучей лазерных диодов рассеивается, проходя через линзы и флюо ресцирующую фосфорную массу


Компактность лазерной оптики дает широкие дизайнерские возможности

ОРГАНИЧЕСКИЕ СВЕТОДИОДЫ

В Philips активно ведутся работы над совершенно другими диодами - органическими. Органические светодиоды получили свое развитие сравнительно недавно, хотя сам эффект электролюминесценции был выявлен в начале 1950-х: французский ученый Андре Бернаноз со своими сотрудниками открыли эффект в органических материалах, прикладывая переменный ток высокого напряжения к прозрачным тонким пленкам акридинового оранжевого красителя и хинакрина. И лишь в 1989 году сотрудники Eastman Kodak Чин Танг и Стив ван Слайк показали первые рабочие образцы органических светодиодов. Пока что в массовое производство такое освещение не идет, но специалисты из Philips пророчат путь на конвейер органики уже к 2016 году. По их словам, они единственные, у кого для этого имеются все необходимые ресурсы. И немецким специалистам трудно не поверить: за последние три года работы над OLED-светом эффективность диодов была увеличена более чем в 3 раза: с 20 до 65 люмен/Вт. На данный момент это является самым эффективным источником света (обычная лампа выдает лишь 7 лм/Вт). Но и без этого у такого источника света полно перспектив. Так, например, с помощью специального слоя вещества можно заставить стекло либо быть полностью прозрачным, либо излучать свет с разной силой, добавляя при этом эффект «тонировки». Что касается долговечности, то и здесь порядок: за 30 тыс. часов теряется только 30 % эффективности света. Подобные технологии в «Филипсе» уже применяют для освещения помещений, уже готовы опытные образцы габаритного и сигнального автомобильного света, а в ближайших планах - сделать источники света и вовсе гибкими!