Изготовитель: ПО «Вега», г. Бердск.
Назначение и область применения:
для высококачественного воспроизведения музыкальных и речевых программ в стационарных бытовых условиях (категория исполнения УХЛ 4.2 по ГОСТ 15150-69).
Рекомендуемая мощность высококачественного бытового усилителя 20...25 Вт. Предпочтительный вариант установки - полочный.
Технические условия: ИС3.843.096 ТУ.
Технические характеристики | Значения |
Диапазон, воспроизводимых частот в условиях свободного поля, Гц | 50...20000 |
Неравномерность АЧХ звукового давления, дБ, на нижней граничной частоте диапазона воспроизводимых частот относительно уровня среднего звукового давления | -8 |
Неравномерность АЧХ звукового давления, дБ, в диапазоне частот 100...8000 Гц относительно уровня среднего звукового давления | ±4 |
Уровень характеристической чувствительности (характеристическая чувствительность), дБ | 84 (0,317) |
Характеристика направленности АС, дБ, определяемая по отклонению АЧХ звукового давления, измеренных под углами 25+5° в горизонтальной плоскости и 7+3° в вертикальной плоскости, от АЧХ, измеренной по акустической оси АС (0°): | |
в вертикальной плоскости | ±6 |
в горизонтальной плоскости | ±5 |
Гармонические искажения АС, %, определяемые суммарным характеристическим коэффициентом гармоник, при уровне среднего звукового давления 90 дБ, на частотах, Гц, не более: | |
250...1000 | 2 |
1000...2000 | 1,5 |
2000...6300 | 1,0 |
Номинальное электрическое сопротивление (номинальное значение полного электрического сопротивления), Ом: | |
4 | |
8 | |
Минимальное значение полного электрического сопротивления, Ом: | |
3,2 | |
6,4 | |
Предельная шумовая (паспортная) мощность, Вт | 25 |
Предельная кратковременная мощность, Вт | 50 |
Вид низкочастотного акустического оформления | фазоинвертор |
Масса, кг | 6,8 |
Габариты, мм | 360x220x190 |
Двухполосная акустическая фазоинверторная система комплектовала
Полупроводниковые стереофонические кассетные магнитофоны
"Комета-225С", "Комета-225С-1", "Комета
М-225С-2", "Комета М-225С-3" («Нота-225»).
Производство соответственно с 1987, 1988, 1989 и 1990 года .
Технические характеристики:
Номинальная
мощность – 15 Вт
Паспортная (Предельная долговременная) мощность– 25 Вт
Диапазон воспроизводимых частот – 63 – 16 000 Гц
Уровень среднего звукового давления при электрической мощности 10 Вт в
диапазоне частот 100-4000 Гц, не менее – 94 дБ
Номинальное электрическое сопротивление – 4 Ом
Габариты – 328х190х190 мм
Масса 5,8 кг
Набор динамиков: НЧ – 25ГДН-3-4, ВЧ – 5ГДВ-1
Тип акустического оформления – фазоинвертор
Материал корпуса – фанеры или ДСП.
Вега 25 АС-101 широко распространенная в свое время советская акустика... сегодня мы ее рассмотрим, разберем до винтиков и прикинем - кто есть кто и чего с ним теперь делать?
Вообще, эта акустика выпускалась с 1980 года на Бердском ПО "Вега", тогда они назывались 15 АС-109. В 1989 году вышел новый ГОСТ 23262-88, и эту АС переименовали в 25 АС-101, конструктивно ничего не изменив.
Это, так называемая "полочная" бытовая акустическая система, которой комплектовались различные проигрыватели, магнитофоны и музыкальные центры. Довольно таки компактные и увесистые колонки серебристого цвета. Отсутствие ножек наталкивает на мысль, что их предполагается вешать на стену, там для этого и есть два навеса. Там же, на задней стенке этикетка с названием, ГОСТом, паспортным номером, с указанием номинального сопротивления, с указанием предельной долговременной мощности, годом выпуска (не заполнено) и ценой - 75 руб.
Вега 25 АС-101 (как и 15 АС-109) состоят из:
1) герметичного неразборного корпуса;
2) динамической головки НЧ - типа мидбаса:
3) ВЧ динамической головки;
4) фильтра;
5) фазоинвертора;
6) лицевой панели;
7) соединительного провода.
Диапазон воспроизводимых частот - 50-20000 Гц
Неравномерность АЧХ, на нижней частоте - 8 дБ
Уровень чувствительности - 84 дБ (Па/Вт)
Неравномерность АЧХ звукового давления - ±4 дБ, в диапазоне 100..8000 Гц
Гармонические искажения АС, в диапазоне частот - 250-1000 Гц - 2%, 1000-2000 Гц - 1,5%, 2000...6300 Гц - 1%
Номинальное электрическое сопротивление - 4 Ом
Минимальное значение полного электрического сопротивления - 3,2 Ом
Вид низкочастотного оформления - фазоинвертор
Частота настройки фазоинвертора – 45 Гц
Частота разделения фильтром – 5000 Гц
Внутренний объем АС – 8,5 л
Габариты - 360х220х190 мм
Масса - 6,8 кг
Характеристики АЧХ
АС без передней панели
Итак, данные моих замеров:
Корпус собран из листов 9-слойной фанеры толщиной 12 мм. Высота колонок - 360 мм, ширина - 220 мм, глубина 165 мм (190 с передней декоративной решеткой). Корпус не разборный - склеен намертво. Никаких распорок или ребер жесткости, либо прочих элементов для прочности и жесткости корпуса нет.
На передней панели три отверстия:
прямоугольное под фазоинвертор 35х80 мм;
круглое отверстие диаметром 90 мм под высокочастотный динамик;
еще одно круглое под НЧ/СЧ динамик диаметром 115 мм.
Передняя и задняя стенки чуть утоплены внутрь на 1,5-2 мм. Посадочные места под динамики и ФИ утоплены - профрезированы на глубину ~5 мм.
Передняя панель пластмассовая, разной толщины (но не менее 2 мм), имеет три отверстия под динамики (закрыты металлической сеткой) и одно под фазоинвертор с декоративным "рассекателем". Крепится к корпусу колонок с помощью шести шурупов, шляпки которых прикрытых декоративными колпачками. В местах соприкосновения с динамиками и ФИ имеются поролоновые прокладки.
Динамическая головка 25ГДН-3-4
В АС Вега 25 АС-101 использованы следующие динамические головки: низкочастотный 25ГДН-3-4 на 4 Ом (диапазон 50-5000 Гц); высокочастотный 16-омный 10ГДВ-2-16 (диапазон 5000-25000 Гц). Оба динамика имеют неэкранированные магниты.
Динамическая головка 10ГДВ-2-16
Фазоинвертор используемый в 15 АС-109 и 25 АС-101, размеры
На нижнем снимке, на торце ФИ вырез - это прежний глупый владелец орудовал дрелью,
сверлил заднюю стену колонок, чтобы повесить их на стену, заодно и продырявил ФИ
Фазоинвертор "Г" образной формы, пластмассовый, склеенный из двух половинок. Размеры: длина 148 мм, размер отверстия 19х68 мм - в начале и в конце одинаковы. Толщина пластмассы 4-5 мм (разная в разных местах).
Каждый динамик и ФИ крепятся к корпусу четырьмя шурупами каждый. У динамиков присутствует резиновая прокладка 2 мм толщиной. Фазоинвертор имеет прокладку из тонкого поролона.
Разделительный фильтр сделан конкретно, на прямоугольном куске из той же 12 мм фанеры. Две катушки намотаны толстым медным проводом, конденсаторы использованы старые и качественные (кого эстетическая составляющая отвращает от них, пусть покупает какой-нибудь красивенький китай).
Использованы конденсаторы МБГО-2 2 мкФ, 1 мкФ, 4 мкФ. А также два больших керамических резистора 1ПЭВ - схему на фильтра можно посмотреть в Руководстве по эксплуатации.
Стандартный фильтр (кроссовер) в акустике Вега 25 АС-101
Панель АС Вега 15 АС-109
Как было уже сказано, акустическая система Вега 15 АС-109 практически ничем не отличалась от 25 АС-101, только надписью, этикеткой и еще стыками углов корпуса. Фильтр, который приведен на фото выше, был в одной колонке Вега 15 АС-109 - но это, скорее всего, уже плод чьей-то самодеятельности...
По сей день акустические системы 15 АС-109 и 25 АС-101, если они сохранились в хорошем состоянии, весьма привлекательны. По качеству они соответствуют довольно таки дорогим (относительно дорогим) забугорным бытовым системам, благодаря хорошей головке 25ГДН-3-4, хорошему корпусу и нормально рассчитанным фильтру и фазоинвертору.
Даже небольшая модернизация этих АС позволит получить достойный звук с минимальными затратами - покупка равноценного китайского изделия обойдется в разы дороже и не факт, что эта равноценность будет реальным качеством. Об вариантах модернизации/доработки веговской акустики написано в интернете немало... В большинстве своем все сводится к демпфированию изнутри корпуса АС материалами типа синтепона, ватина или войлока. Добавление ваты, для обманчивого увеличения литража корпуса. Проклеивание стыков и установка распорок, ребер жесткости. Замена проводов внутри АС на более толстые, я молчу насчет "кабелей из безкислородной меди" - эффективность которых весьма сомнительна. Так же можно поставить на заднюю стенку клеммный разъем, хотя бы и китайский, дешевый . Замена фильтра нецелесообразна - правильный рассчет далеко не по плечу каждому. Так же не стоит менять в фильтре старые советские конденсаторы на новые: качественные конденсаторы стоят ой как дорого, а советские ничуть не хуже их. К тому же конденсаторы типа МБГО герметичны и в них попросту не существует эффекта "подсыхания" электролитов.
Разделительный фильтр в 15 АС-109, самопальный, взамен заводского (качество никакое)
Динамики имеют свойство портиться от времени - это касается подвесов, которые делаются из резины (резина твердеет от времени, температуры и воздействия солнечного света), еще их делают из всякого поролоноподобного материала, который из-за времени рассыпается... диффузоры выгорают от света, подводящие провода перетираются... Резиновые подвесы обычно натирают касторовым маслом в несколько заходов и они частично восстанавливают свои характеристики. Прогнивший поролоновый подвес только менять на новый - они имеются в продаже. Те колонки 25 АС-101, что сейчас я рассматриваю, имеют возраст более 20 лет, и обращались с ними далеко не нежно... но динамические головки в прекрасном состоянии и резиновый подвес ничуть не утратил своих характеристик - стояли не на солнечном месте, не было испытаний жарой.
Подводящие провода так же меняются без проблем, путем либо укорачивания, либо заменой на просто изолированный и скрученный свободной спиралью провод.
Выцветшие диффузоры можно покрасить обычной тушью, либо покрыть акриловым лаком.
Замена заводской пластмассовой мордашки на всякие тканевые панели - дело вкуса, мне лично и заводское оформление нравится.
Стыки корпуса АС Вега изнутри - проклеено хорошо, но нет распорок и ребер жесткости
Торчащие болты - это для монтажа фильтра
Соединительный провод - просто дырка с пропущенным проводом, с каплей клея...
Технические характеристики | Диапазон воспроизводимых частот в условиях свободного поля, Гц | 40…20 000 | Неравномерность АЧХ звукового давления, дБ, на нижней граничной частоте диапазона воспроизводимых частот относительно уровня среднего звукового давления | – 8 | Неравномерность АЧХ звукового давления, дБ, в диапазоне частот 100…8000 Гц относительно уровня среднего звукового давления | ±4 | Среднее звуковое давление при номинальной электрической мощности в диапазоне частот 100…8000 Гц, Па | 1,2 | Уровень характеристической чувствительности (характеристическая чувствительность), дБ (Па/√Вт) | 84 (0,317) | Характеристика направленности АС, дБ, определяемая по отклонению АЧХ звукового давления, измеренных под углами 25±5° в горизонтальной плоскости и 7±3+3°-2° в вертикальной плоскости, oт АЧХ. измеренной по акустической оси АС (0°): · в вертикальной плоскости · в горизонтальной плоскости |
Гармонические искажения АС, %, определяемые суммарным характеристическим коэффициентом гармоник, при уровне среднего звукового давления 90 дБ, на частотах. Гц, не более: |
|
Номинальное электрическое сопротивление (номинальное значение полного электрического сопротивления), Ом | 4 / 8 |
Минимальное значение полного электрического сопротивления, Ом | 3,2 / 6,4 |
Номинальная мощность, Вт | 15 |
Предельная шумовая (паспортная) мощность, Вт | 25 |
Предельная кратковременная мощность, Вт | 50 |
Вид низкочастотного акустического оформления | фазоинвертор |
Частота настройки фазоинвертора, Гц | 45 |
Частота раздела, Гц | 5000 |
Масса, кг | 6,8 |
Габариты, мм | 360х220х190 |
(через дробь указаны характеристики для 4/8 Ом колонок, т.е. 15AC-109 / 15АС-110 (25AC-101 / 25АС-102)
Частотная характеристика
Особенности конструкции:
Корпус АС выполнен в виде прямоугольного неразборного ящика, фанерованного шпоном ценных пород дерева. Лицевая панель закрыта декоративной пластмассовой накладкой, служащей одновременно декоративным обрамлением для головок НЧ и ВЧ громкоговорителя.
Корпус собран из листов 9-слойной фанеры толщиной 12 мм. Высота колонок - 360 мм, ширина - 220 мм, глубина 165 мм (190 с передней декоративной решеткой). Корпус не разборный. Распорки, ребра жесткости, прочие элементы для прочности и жесткости корпуса - отсутствуют. На передней панели три отверстия: прямоугольное под фазоинвертор 35х80 мм; круглое отверстие диаметром 90 мм под высокочастотный динамик; еще одно круглое под НЧ/СЧ динамик диаметром 115 мм. Передняя и задняя стенки чуть утоплены внутрь на 1,5-2 мм. Посадочные места под динамики и ФИ утоплены - профрезированы на глубину ~5 мм.
Передняя панель пластмассовая, разной толщины (но не менее 2 мм), имеет три отверстия под динамики (закрыты металлической сеткой) и одно под фазоинвертор с декоративным "рассекателем". Крепится к корпусу колонок с помощью шести шурупов, шляпки которых прикрытых декоративными колпачками. В местах соприкосновения с динамиками и ФИ имеются поролоновые прокладки.
В акустической системе использован набор головок: 25ГДН-3-4, 10ГДВ-2 (головки выпускаются ПО «Вега», г. Бердск).
Головки установлены на лицевой панели АС вдоль центральной вертикальной оси симметрии. Все головки закрыты защитными сетками. В верхней части лицевой панели крепится декоративный шильдик с названием АС; под шильдиком имеется отверстие – выход фазоинвертора, закрытое декоративной решеткой. Размеры фазоинвертора: диаметр 42 мм, длина. 190 мм. Частота настройки 45 Гц. Клеммы для подключения соединительного шнура находятся на задней стенке корпуса.
Внутренний объем АС 8,5 дм 3 . Для уменьшения влияния на АЧХ звукового давления и качество звучания АС резонансов внутреннего объема корпуса он заполнен звукопоглотителем.
Внутри корпуса на плате смонтированы электрические фильтры, обеспечивающие электрическое разделение низко- и высокочастотных полос АС Частоты разделения обеспечиваются фильтрами со стороны НЧ второго порядка со стороны ВЧ третьего порядка. Частота разделения 5000 Гц.
Крепление передней панели на шурупах. Шуруп скрыт пластиковой заглушкой.
Фазоинвертор "Г" образной формы, пластмассовый, склеенный из двух половинок. Размеры: длина 148 мм, размер отверстия 19х68 мм - в начале и в конце одинаковы. Толщина пластмассы 4-5 мм (разная в разных местах).
Каждый динамик и ФИ крепятся к корпусу четырьмя шурупами каждый. У динамиков присутствует резиновая прокладка 2 мм толщиной. Фазоинвертор имеет прокладку из тонкого поролона.
Внутренняя сторона снятой передней панели
Так сделаны угловые стыки корпуса в 25АС-101 (слева) и в 15АС-109 (справа)
Соединительный провод пропущен через заднюю стенку. Вид изнутри, крепеж фильтра.
Прижимное кольцо для НЧ-динамика
Думаю, не подлежит сомнению, что наилучший звук можно получить только от полноразмерных напольных трехполосных АС. Но нередки случаи, когда для них просто нет места. Небольшие колонки, как правило, будут уже двухполосными. Требования к ним будут немного меньше, но звук всё равно должен быть хорошим. Вот такой вариант мы и обсудим.
Акустика 10МАС-1 от Эстония-006-стерео
Дальше - больше, размеры АС становились всё меньше, звук – хуже. Пользователи радовались тому, что их можно засунуть в нишу мебельной стенки, поставить на шкаф под потолок или на пол. Это окончательно убивало звук, но мало кого волновало, а дребезг посуды в шкафу с колонкой, вызывал восторг и гордость.
В чём же недостатки семейства таких моделей, коих выпущено было десятки? На мой взгляд, корень зла в двухполосности и неправильном разделе частот. Я считаю, что такие динамики, как 10ГД-30, 25ГД-26, 6ГД-6, 10ГД-34, 15ГД-14 и им подобные, принципиально неспособны хорошо звучать до 5 кГц, а именно это обычная частота раздела в двухполосках с этими динамиками. Кстати, про напарники этих динамиков – 3ГД-31, 10ГД-35 и им подобных, доброго слова не услышишь, без конструктивных доработок и сложных фильтров, работают они не лучшим образом.
Надо сказать, что были приличные динамики для двухполосок, способные хорошо звучать до 5 кГц, но они требовали не малогабаритных корпусов, поэтому не использовались.
Прогрэсс двигался дальше по дороге к абсурду , АС становились всё меньше, динамики для них – тоже. Системы 15АС и 25АС выпускались большими тиражами, до сих пор их немало на вторичном рынке по умеренным ценам. Заманчиво было бы улучшить их с минимальными переделками и расходами.
Источник фото: vega-brz.ru
В 15АС-109 установлены 15ГД-14 (25ГДН-3-4) и 10ГДВ-2-16. Раздел на частоте 5 кГц и изменить его нельзя т. к. работа 10ГДВ-2-16 ниже невозможна. Поэтому звук вялый, серый, тусклый из-за невнятного воспроизведения средних (самых главных для общего восприятия звука) частот. И это касается не только данной модели, но и всех двухполосок в которые установлены ранее упомянутые НЧ динамики.
Лучшие советские конструкторы прекрасно это знали и для модернизации подобных двухполосок предлагали радиолюбителям установить полноценные СЧ динамики, такие как 2ГД-40. Увы, маразм миниатюризации не позволял что-то дополнительно ставить в малюсенькие корпуса, да еще в боксе, потому как объём и так был недостаточен.
Предлагались внешние городушки-скворечники, это хорошо звучало, но добиться культурного вида было сложно. Кроме того, что бы ни говорили, но 2ГД-40 и им подобные, работали, как по паспорту до 12,5 кГц, выше – обрыв, да и направленность выше игольчатая т. е. нужна трехполоска в новом корпусе и с новыми фильтрами, от старых колонок оставался один НЧ динамик.
Вариант хороший и я сделал такую трехполоску, принципиально только на доступных советских динамиках, но сегодня не об этом.
Общей бедой большинства советских динамиков с резиновым подвесом является его задубение, что вызывает повышение резонансной частоты, добротности, а это приводит к ухудшению качества. Если изначально (при изготовлении) подвесы были нормальными, их можно попытаться оживить. Если уже на заводе поставили тугие подвесы, поможет только их замена.
Что я могу посоветовать из практики. Взять вату, хороший бензин («Калоша» или аналогичный), вырезать из картона кружок по размеру бумажной части диффузора и прикрепить его, чтобы жидкости меньше попадали на бумагу. Далее смочить вату и обильно смачивать резиновый подвес с лицевой части.
Да, бензин быстро испаряется, но пересохшая резина жадно впитывает бензин, меняется на глазах, из тусклой становится блестящей. Конечно, все работы, особенно с ЛВЖ, требуют соответствующих мер безопасности.
Итак, поим разину с лицевой части, пока она не откажется пить бензин. Затем ставим динамик магнитом вверх и наливаем в канавку гофра бензин, ждём, пока он впитается и испарится. Сразу после полного испарения полезно устроить динамику разминку час-другой низкими частотами на резонансной частоте (легко определяется на глаз) добиваясь максимальной амплитуды, но без стука гильзы о магнитную систему.
Если резина действительно была сухой, она изменится, параметры динамика заметно улучшатся. Конечно, лучше всего, проводить измерения, если есть такая возможность. В моей практике были как случаи снижения резонанса на 20 Гц, так и незначительный эффект всего в несколько Герц.
Проблема в том, что через пару суток происходит частичный откат улучшенных параметров. Чтобы закрепить достижения, надо воспользоваться автомобильным восстановителем приводных ремней. Он продается в аэрозольных баллончиках. Думаю, все они примерно одинаковы, я купил «Belt Dressing & Conditioner» фирмы Permatex.
Эффект от такой обработки длительный, явно присутствует более полугода (по моему опыту). Резина становится на ощупь совсем другой – мягкой и немного липкой, на глаз – блестящей. Разминка с максимальной амплитудой тоже желательна.
Резонанс понизился с 60…65 до 45…50 Гц т. е. стал как у новых динамиков.
Заявленные параметры 8 Ом и 95 дБ оказались «китайскими» - сопротивление 4 Ома (импеданс во всей полосе частот, не просто измерено тестером), а чувствительность… Точно измерить не могу, да и не надо, по моим прикидкам 88 дБ. Есть разница с 95 дБ?..
Тем не менее, резонанс 900 Гц и 1200 Гц, звук неплохой, мембраны легко можно заменить. В общем, «третий сорт – не брак».
Желательно стамеской удалить потеки эпоксидки на лицевой панели, выровнять неровности.
Установить внутри туго распорку между передней и задней панелями. Я поставил брусок сечением 20×40 мм. Распорку ставить между отверстиями под динамики.
Под пищалки Alphard TW-302 пришлось сделать дополнительную панель с отверстием под магнитную систему, она внутри. Шурупы через отверстия в пищалке ввинчиваются в эту панель, и она притягивает головку к лицевой панели.
Под динамики вырезаны прокладки из искусственной замши. Шурупы рекомендую заменить на более современные.
Отверстия под акустические провода залить клеем, установить сзади пружинные зажимы, к сожалению, нормальные терминалы с винтовыми зажимами установить не удалось из-за недостатка места.
При желании корпус снаружи можно покрыть лаком или облагородить иным образом. Внутри корпус обязательно плотно заполнить распушенным синтепоном, но оставить проход между отверстием трубы ФИ и НЧ динамиком.
Вместо поганой штатной пластмассовой панели я сделал рамку из тонкого ламината и натянул на неё ткань типа «канва». Крепление рамки к корпусу через «липучку» - просто и не надо сверлить отверстия. По неопытности я поставил слишком длинные отрезки липучки и снять рамку оказалось ох как непросто!
По моему глубокому убеждению, всё совсем наоборот – фильтры важнейший элемент АС, неправильные фильтры способны испортить звук любых динамиков. Фильтры первого порядка могут работать с хорошо подобранными по характеристикам парами динамиков, имеющих естественный спад на частотах раздела без горбов и выбросов. В абсолютном большинстве случаев нам трудно найти такие пары.
И еще я убежден, что быстро и правильно отладить фильтры без акустических измерений, невозможно.
Пользы от любых калькуляторов – с гулькин нос, поскольку они в качестве моделей используют резисторы, хотя динамики – это непростые электромеханические системы с резонансами и другими особенностями.
Исключение – LSP CAD и только в том случае, если скормить ему результаты опять-таки микрофонных измерений.
Удалось добиться очень простой схемы фильтров, с минимумом стандартных номиналов (на это был особый упор).
Конденсаторы К73-16, все детали для удобства размещены на фанерке старого фильтра. Монтаж сделан акустическим кабелем сечением 1,5 квадрата.
Вот что получилось в LSP CAD
Ниже 300 Гц в обычной комнате из-за отражений измерения сделать трудно, поэтому они сделаны в упор.
Повторяю, несмотря на низкую воспроизводимую частоту, не надо ждать такого же баса, как от S-90 из-за крошечного размера диффузора, но для тонального баланса этого хватает. С моей точки зрения, тональный баланс крайне важен.
Естественно, они уступают обоим. Тем не менее, после переделки колонки явно стали лучше . Уверен, что они лучше любых заводских 15АС, S-20, S-30, всяких там кубиков и т. п. Звук ясный, чистый, по сравнению с трехполосным вариантом есть небольшая окраска, что неудивительно т. к. пищалка работает примерно от 2,5 кГц, а ниже – низкочастотник.
Обязательное условие – работа на подставке, хотя бы на табуретке. Если басы записаны на диске, они есть и в колонке, если в записи басов нет, то и колонки их не воспроизводят. Для нормального уровня громкости в комнате достаточно мощности до 4 Вт на канал. «Сибилянты не раздражают.»
В целом колонки играют достаточно ярко, но не назойливо. Тональный баланс по сравнению с вышеуказанными колонками смещен несколько вверх.
Малый размер позволяет их ставить даже на компьютерный стол. Колонки весьма тяжелые, что является скорее достоинством.
Спасибо за внимание!
Привет друзья.
Несмотря на такой почтенный, для колонок возраст, сохранились они в замечательном состоянии - как будто только вчера куплены в магазине Мелодия.
Полировка без царапин и потёртостей. Пластик тоже целый и ровный.
Всё это видно на фото - нажимайте на картинку для увеличения.
Маркировка была ещё старо-гостовской не 15АС - 404, а просто 15АС-4
Начинка так же порадовала.
На винтах стояли заводские пломбы и все внутренние компоненты дошли до нашего времени не тронутыми.
Динамики и фильтры своим видом как будто говорили -
" Дааа.. таких как мы сейчас найти трудно!"
Не хотелось делать ничего сверхъестественного, как известно лучшее - враг хорошего.
Целью было избавиться от всех слабых мест и посмотреть что из этого получится в итоге.
Слабые места в подобной бытовой советской акустике следующие:
Для этих целей использовал клей ПВА.
Вата, идёт в комплекте с акустикой - родные "маты" которые лежали в колонках отлично расслаиваются и можно отделить куски необходимой толщины. Я делал толщиной примерно в сантиметр.
Кто то ругает этот динамик, кто то его хвалит. Тут на вкус фломастеры у всех разные.
Мне он нравится и когда я собирал себе напольную трёхполосную акустику (о ней подробно напишу в другой раз), то эти динамики заняли в ней почетное место ВЧ звена.
ВЧ фильтр второго порядка в виде конденсатора и катушки у них присутствовал.
У низкочастотного звена фильтра нету вообще. Динамики 25ГД-26-30 (дедушка динамика 35гдн-1-4) выполняющие здесь роль низкочастотников, подключены напрямую.
Кстати очень похожи на данную акустику колонки ВЕГА 10МАС-1М.
Собственно 10МАС-1М - это стероидный клон наших 15АС-404 - разница только в размерах корпуса, у 10МАС они в полтора раза больше и в сопротивлении - в 10МАС установлены 8 Омные 10ГД-30.
К слову сказать на основе этих корпусов я построил себе замечательные полочники, о них тоже как нибудь напишу, материал есть - фотки храняться где-то в закромах жесткого диска.
Остатки же ВЧ фильтра в виде резистора и конденсатора так же заменил современный кондёр, сделав тем самым ВЧ фильтр первого порядка - его будет достаточно, чтобы не подпустить низкие частоты на пушечный выстрел.
Отсечь высокие частоты на НЧ звене было просто необходимо, дабы не мешать высокочастотным вибрациям воспроизводить бархатистые и сочные басы, на которые способен динамик 25ГД-26-30.
А вот прокладка из поролона, которая герметизирует заднюю крышку превратилась от времени в желеподобную тёмно-рыжую субстанцию - её надо заменить.
Если Вы когда-нибудь разбирали советскую акустику, особенно колонки Радиотехники (S30,S50, S70 или S90), то видели, что часто герметизация проводилась липучкой (на подобии той, что закладывали в межпанельные швы советских хрущёвок) или пластилином.
В этом вопросе я не стал далеко отходить от истоков, так как метод весьма практичный.
Ведь если садить, к примеру, на герметик, то при необходимости вскрыть и поремонтировать - затратишь не мало сил.
К сожалению запасов липучки со школьной поры у меня не сохранилось, а обычный пластилин использовать не хотелось - он мог оставить после себя жирные пятна.
Поэтому я выбрал оптимальный вариант - оконную замазку. Она очень пластична - как пластилин, только размягчается в руках гораздо быстрее и не оставляет жирных следов.
Ей я и воспользовался при запечатывании корпусов.
На случай того что этих красок много разных, выкладываю фото той, которой пользуюсь я.
Красил ватным тампоном в один слой.
Ну вот и почти всё.
Остался последний штрих - замена древних проводов на нормальные клеммы.
Ну с этим проблем нет - можно купить в каждом радиомагазине любые на свой вкус, я выбрал вот такие: