Самый глубокий канал в мире. Крупнейшие судоходные каналы мира. Самые выдающиеся судоходные каналы планеты

1 Каракумский ирригационный канал 1300 км (450 км судоходный)

Канал протянувшийся от Гуан Хана до Ашгабата. В сентябре 1971 года его «судоходная» длина достигла 450 километров. При завершении работ его длина вырастет до 1300 километров.

2 Большой Ставропольский канал 480 км


Ирригационный канал, используется для водоснабжения центральной, северо-восточной и восточной частей Ставропольского края России. Канал использует воду рек Кубань, Терек и Кума, которые протекают южнее и в основном собирают воду с северных склонов Кавказа.

3 Беломорско-Балтийский канал (Беломор канал) 227 км


Построенный в 1933 году канал, соединяющий Белое море с Онежским озером и имеющий выход в Балтийское море и к Волго-Балтийскому водному пути.

4 Волго-Каспийский канал 188 км


Канал, соединяющий глубоководный участок реки Бахтемир (рукав Волги) и Каспийское море через дельту Волги. Позволяет морским судам заходить в порты Оля и Астрахань.

5 Канал имени Москвы 128 км


Канал соединяющий реку Москву с Волгой. Расположен в Московской и Тверской областях России, частично протекает по городу Москве. Длина 128 км. Ширина канала по поверхности — 85 м, по дну — 45 м, глубина — 5,5 м. Обеспечивает Москву примерно половиной всей потребляемой питьевой воды.

6 Северо-Двинский канал 127 км


Соединяет реку Шексна, как часть Волго-Балтийского водного пути и реку Сухона, приток Северной Двины.

7 Ладожский канал 117 км


Водный транспортный путь вдоль берега Ладожского , соединяющий реки Волхов и Нева.

8 Волго-Донской канал 101 км


Волго-Донской судоходный канал имени В. И. Ленина - канал, соединяющий Волгу и Дон в месте их максимального сближения друг с другом вблизи г. Волгограда.

Для перемещения грузовых и пассажирских судов по воде кратчайшим путем, с целью снижения временных, трудовых и материальных затрат, прокладывались искусственные водные магистрали - каналы. Сегодня действующие гидротехнические сооружения оказывают значительное влияние на развитие коммерческого судоходства и экономики стран, которым они принадлежат. В статье мы рассмотрим некоторые важнейшие судоходные каналы мира.

Один из самых протяженных судоходных путей расположился в России, в частности на территории Республики Карелия, и зовется он Беломорско-Балтийским. Канал соединил Белое море в границах города Беломорск и Онежское озеро в районе деревни Повенец и позволяет судам двигаться дальше в Балтийское море.

Судоходная магистраль растянулась на 227 км при минимальной глубине фарватера 4 метра и ширине 36 метров. При ее строительстве было возведено более 120 гидротехнических сооружений, в том числе 19 - шлюзовых.

История возведения Беломорско-Балтийского канала весьма трагична, ведь строился он силами заключенных, число которых, по некоторым оценкам, достигало 280 тысяч. Водная трасса прокладывалась с использованием только ручного труда и была сдана в эксплуатацию менее чем за два года в августе 1933.

Волго-Донской судоходный канал

От Волгограда до Калача-на-Дону протянулся один из каналов России - Волго-Донской имени В. И. Ленина. Он соединил две крупнейшие реки - Волгу и Дон. Русло простирается примерно на 101 км, из которых 45 километров приходится на водохранилища. Минимальная глубина судоходного канала составила 3,5 метра.

Для полного преодоления водного пути из Волги в Дон кораблям приходится столкнуться с прохождением тринадцати шлюзных сооружений. Они представляют собой Волжскую и Донскую шлюзовые лестницы. Высота первой достигает 88 метров и включает в себя девять однокамерных однониточных шлюзов, а вторая поднимается на 44,5 метров и состоит из четырех шлюзов аналогичной конструкции.

Габариты шлюзовых камер — 145×18 метров. Расстояние между шлюзами колеблется от 700 м на волжском склоне до 20 км на донском склоне. Канал проложен по Береславскому, Варваровскому и Карповскому искусственным водохранилищам. Время прохождения водной акватории судами составляет 10-12 часов.

О местонахождении очередного судоходного канала можно смело догадаться по его названию - это Панамский канал, который распростерся на территории небольшой и удивительной по своей красоте страны, расположенной сразу в двух частях света, - Панаме. Канал признан одной из ее важнейших достопримечательностей. Кроме того, он позиционируется как уникальный памятник настойчивости и героизму людей, его построивших.

Судоходный канал создавался для сокращения протяженности морских путей, следуя по которым, приходилось огибать Южноамериканский континент.

С учетом рельефа местности искусственное русло проложено не по прямой, а изгибается, поэтому его длина составляет 81,5 километров. Около 65 километров построили по суше, а остальные 16,4 км для возможности судов добраться к большим глубинам проложены по дну Панамской и Лимонской бухт. Общая ширина — 150 м, в шлюзовых камерах она составляет 33 м, а глубина — 12 м. 12 июня 1920 года канал был официально открыт.

Наименьшей протяженностью характеризуется самый узкий судоходный канал в мире - Коринфский. Он расположен на территории знаменитой Эллады и был возведен на Коринфском перешейке для соединения двух морей - Эгейского и Ионического. Канал дал возможность сократить морской путь на 400 км за счет отмены необходимости обходить полуостров Пелопоннес. В тоже время искусственное русло отделило вышеназванный полуостров от материка.

Коринфский канал был построен за 12 лет, в период с 1881 по 1893 год. В строительстве было задействовано около двух с половиной тысяч рабочих, которых набирали по всей Греции. Длина водного маршрута, проложенного сквозь материк и имеющего сходство с глубоким каньоном, приближается к шести километрам, а высота отвесных стен достигает 76 м. Ширина канала на уровне моря составляет 25 метров, а на морском дне — 21 м.

Спустя столетие после завершения строительства он несколько потерял свое экономическое значение из-за своей ширины. Указанному факту способствовали и размывы стен, возможность оползней, а также строительство больших океанских судов, ширина которых превышает 20 метров. Последнее делает невозможным их проход по каналу. В настоящее время самый узкий судоходный канал превратился в туристический аттракцион для круизных лайнеров и небольших катеров.

Завораживающее зрелище - по безжизненной пустыне медленно плывут гигантские корабли и танкеры! А все это благодаря Суэцкому каналу, который соединил Красное и Средиземное море и условно разделил два материка Африку и Евразию. Водная магистраль расположилась на территории современного Египта, к западу от Синайского полуострова. Ее протяженность составляет 160 км, ширина в нижних точках варьируется в пределах 45-60 метров, а по глади воды достигает 350 м.

Открытие канала во второй половине ноября 1869 года позволило морским судам двигаться между Европой и Азией более коротким путем, минуя обход Африканского континента. Изюминкой канала является то, что он простирается по ровному рельефу местности, где нет необходимости возведения шлюзов, поэтому морская вода свободно перемещается по нему.

Среднегерманский канал

Свой судоходный путь существует и в Германии. Он носит название Среднегерманский канал и является важной полноводной артерией, соединяя Рейн через водотоки Дортмунд-Эмс и Рейн-Херне с крупными реками государства, в числе которых Везер, Эльба, Эмс, Одер, а также несколько озер.

Длина Среднегерманского канала - 325,7 км. Он популярен крайне живописными прибрежными видами, которые притягивают сюда большое количество людей. Помимо окрестностей ценители зеленого ландшафта могут также наслаждаться красотой мостов и экзотическими строениями, предназначенными для переправы судов. Наиболее популярны на канале Минденский и Магдебургский протоки, которые и по сей день притягивают к себе толпы туристов и ценителей прекрасного.

Суэцкий канал

Самый длинный канал в мире, по которому ходят корабли - это Суэцкий канал (Suez canal) в Египте. Этот канал берет начало от Порт-Саида, пересекает Суэцкий перешеек и заканчивается в Суэцком заливе в Красном море. Длина канала составляет порядка 163 километров, еще 6 километров занимают порты канала. Максимальная ширина канала - 156,5 метров. Максимальная глубина Суэцкого канала - 19,8 метра. Самая большая осадка судна на данный момент - 17,3 метра.

Из истории Суэцкого канала

Суэцкий канал проходит через Большое Горькое, Малое Горькое озеро, озеро Манзала и Тимсах. Еще около 1300 года до н.э этот канал начал строится для потока пресной воды из Нила в район озера Тимсах. Только через столетие этот канал довели до Красного моря для того, что бы обеспечить пшеницей и водой поселения.

В 1854 году был издан указ о создании Всеобщей судовой компании Суэцкого канала, для перевоза ресурсов, продуктов и медикаментов в ближайшие поселения и порты канала. До 1859 года параллельно велись ремонтные работы канала.

Канал без перепада уровня моря

В 1980 году под Суэцким каналом был запущен в эксплуатацию автомобильный туннель (туннель Ахмеда Хамди) длиной 1,63 километра и диаметром 11,6 метра, соединяющий континентальную Африку и Синайский полуостров. Сам туннель проложен на глубине -53,6 метра, относительно уровня Мирового океана.

Канал не имеет шлюзов из-за отсутствия перепада уровня моря и возвышенностей. И, хотя канал был создан задолго до нашей эры, для судоходства он начал использоваться только с 17 ноября 1869 года.

Это путешествие по реке. Но зачастую теплоходы передвигаются не только по рекам, но и по водохранилищам, которые образованы из рек, каналам, которые соединяют эти реки, и по озёрам. Также довольно часто речные теплоходы выходят в прибрежное плавание по морю, например, суда следующие по реке Дон часто выходят в Азовское море. Для всех перечисленных категорий придумали общее название - внутренние водные пути России .

Родина наша необъятна и прекрасна, поэтому рек, озер и других водоемов в ней очень много, но далеко не все из них пригодны для судоходства, и еще меньшее число из них интересно для развлекательных путешествий. Наиболее популярны круизы по рекам Европейской части России, большая часть которых объединена в Единую глубоководную систему Российской Федерации. Также существуют круизы по Лене, Амуру, и другим рекам, но, учитывая особенности климата в Сибири и на Дальнем востоке, они, скорее, являются экзотическими.

Единая глубоководная система России была создана в Советское время для улучшения условий плавания судов. В пределах этой системы могут передвигаться суда с осадкой 3,5 метра, шириной порядка 15 метров, длиной порядка 100 метров. Основой единой глубоководной системы является великая могучая река Волга . В данном месте надо посмотреть на и вспомнить известный лозунг советских времен: "Москва - порт пяти морей". Здесь имеется в виду:

  • От Волги до Москвы проходит канал им. Москвы (канал Москва - Волга) . Благодаря этому становится возможным плавание судов от Москвы до Каспийского моря.
  • Волго-Балтийский канал (Волго-Балт) соединяет Волгу и Балтийское море. Становится возможным плавание судов от Москвы до Балтийского моря.
  • Беломоро-Балтийский канал (Беломорканал) соединяет Онежское озеро и Белое море. Благодаря нему суда смогли попасть из Санкт-Петербурга в Мурманск и Архангельск не огибая Скандинавский полуостров. Кроме того, через череду каналов Москва - Волга , Волго-Балт и Беломоро-Балтийский канал стало возможным плавание судов от Москвы до Белого моря.
  • Волго-Донской канал соединяет реку Волгу и реку Дон , которая впадает в Азовское море. Таким образом, можно попасть из Волги в Азовское и Черное море.

Множество городов Европейской части России связаны глубоководными водными путями. Но большинство речных круизов начинается и заканчивается в Москве и Санкт-Петербурге (по понятным экономическим и демографическим причинам). Однако и во всех крупных городах на Волге , Каме и других реках есть туроператоры , которые организуют туры из своего города.

В Европейской части России, помимо водных путей, входящих в Единую глубоководную систему существуют реки и каналы, по которым могут передвигаться лишь суда меньшего размера, например, двухпалубные туристические теплоходы :

  • Ока и Москва-река - возможно судоходство от Нижнего Новгорода до Москвы . Однако судоходство по этим рекам крайне зависимо от погоды. В засушливые годы даже двухпалубные теплоходы не могут пройти по Оке выше Мурома . Плохие условия для судоходства по этим рекам когда-то вызвали потребность в строительстве канала Москва - Волга . Надо также отметить, что другой целью строительства канала им. Москвы также было водоснабжение столицы, поскольку воды в Москве-реке для обеспечения водой жителей Москвы не хватало еще в дореволюционные годы.
  • Река Белая - возможно судоходство от устья до Уфы . Данный участок входит в состав "Маршрута пяти рек" - путешествие от Москвы до Уфы по рекам: Москва , Ока , Волга , Кама , Белая .
  • Вятка - возможно плавание от устья до Кирова. Такие круизы не совершались много лет, однако стали возрождаться благодаря энтузиастам из компании "Инфофлот" .
  • Северная Двина, Сухона, Северо-Двинский канал . Северо-Двинский канал соединяет реку Сухону и Волго-Балт . По каналу и рекам возможно плавание до

Петербургский государственный университет путей сообщения

Кафедра: «Железнодорожные станции и узлы»

Дисциплина: «Общий курс транспорта»

«Крупнейшие морские каналы»

Выполнила:

Проверил:

Санкт-Петербург

Современный канал. В 1854 Фердинанд де Лессепс, французский консул в Египте, получил от Саида-паши, правителя Египта, концессию на создание Всеобщей компании Суэцкого канала (La Compagnie Universelle du Canal Maritime de Suez). Она была сформирована в 1858. Работы по строительству канала начались в апреле 1859, параллельно велась прокладка пресноводного канала из Каира на Исмаилию. Согласно первоначальным условиям этого договора, египетское правительство должно было получать 15% валовой прибыли от судоходства по каналу, а через 99 лет после сдачи канала в эксплуатацию он должен был стать собственностью Египта. Большую часть акций приобрели французы, турки и Саид-паша, который купил почти половину всех акций. В 1875 Дизраэли, премьер-министр Великобритании, купил у хедива Исмаила 176 602 акции Компании за 4 млн. ф.ст., в результате чего у Великобритании оказалось 44% акций.

Открытие судоходства по каналу состоялось 17 ноября 1869. На его строительство было израсходовано 29 725 тыс. ф.ст. Первоначальная глубина фарватера равнялась 7,94 м, а его ширина по дну – 21 м; позже канал углубили настолько, что по нему стали проходить суда с осадкой до 10,3 м. После национализации канала Египтом (в 1956) проводились работы по дальнейшему его совершенствованию, и в 1981 по нему стали проходить суда с осадкой до 16,1 м.

Роль канала в мировой торговле. Благодаря Суэцкому каналу длина водного пути между Западной Европой и Индией сократилась почти на 8000 км. В северном направлении по нему транспортируют в основном нефть и нефтепродукты для Западной Европы. В южном направлении перевозятся продукты промышленного производства для стран Африки и Азии.

Международное значение канала. Значение канала было признано ведущими державами мира в Константинопольской конвенции 1888, которая гарантировала пропуск по нему судов всех стран в условиях мира и войны. Турки разрешали итальянским судам проходить через канал даже во время итало-турецкой войны 1911 (в период русско-турецкой войны 1877–1878 канал был закрыт для русских судов). Серьезных проблем по этим вопросам не возникало и во время обеих мировых войн. Однако после образования государства Израиль (1948) Египет задерживал суда, направлявшиеся по каналу в Израиль или из него, и конфисковывал их грузы. В зоне канала не было военных укреплений, но британские войска находились в Египте с 1882. До национализации канала его администрация состояла в основном из англичан и французов. Затем на канале стали распоряжаться египтяне.

ПАНАМСКИЙ КАНАЛ

Шлюзовой канал, пересекающий панамский перешеек и соединяющий Атлантический и Тихий океаны. У атлантического входа в канал расположены порты Кристобаль и Колон, у тихоокеанского – Бальбоа и Панама.