Commodore и Atari: компьютеры, которые построил Джек. Компьютер из "терминатора" Серия XE и XEGS

Год назад, 8 апреля 2012 года, в возрасте 83 лет скончался Джек Трамел – американский предприниматель польско-еврейского происхождения. Его долгая жизнь была насыщена событиями – в том числе и такими, которые оказали значительное влияние на зарождение и развитие индустрии домашних компьютеров.

Будущий Джек появился на свет в декабре 1928 года в городе Лодзи – по одним сведениям, звали его при этом Идек Трамельски, а по другим – Яцек Шмель (польск. Trzmiel). Как бы там ни было, после начала Второй мировой войны на долю мальчика выпали немалые испытания: вместе со своими родителями и со всеми остальными евреями, составлявшими почти треть от 600-тысячного населения Лодзи, он был перемещен сначала в переполненное гетто, а затем и в концлагерь Освенцим. Лично Йозеф Менгеле признал Идека и его отца годными к физическому труду, и, избежав немедленного уничтожения, они работали на строительстве бараков, а вскоре были переведены в другой концлагерь, находившийся под Ганновером. Здесь Трамельски-старший погиб от истощения и от опытов, которые нацисты проводили над заключенными, а его сын после пяти лет пребывания в лагерях был освобожден наступавшей с запада американской армией в апреле 1945 года.

Вернуться назад в Польшу Идек так и не решился, а оставался поначалу в оккупированной американцами Западной Германии, занимаясь всем, чем только придется. В 1947 году, женившись на такой же, как и он сам, бывшей заключенной концлагеря, он отправился в США – имея при себе только билет в одну сторону, оплаченный еврейской иммиграционной организацией, и выданные ею же 10 долларов на все возможные расходы. Попав в Новый свет, Джек Трамел (так он решил себя теперь называть – с ударением на втором слоге) недолго раздумывал о своем будущем: через несколько месяцев он уже числился рядовым ВС США. В американской армии Трамелу пришлось прослужить почти четыре года, так как положенная демобилизация была отсрочена из-за начавшейся Корейской войны. К счастью, Джеку в очередной раз повезло – на фронт он не попал, зато получил и специальность, и опыт в области техники: последней его должностью в армии было заведование мастерской по ремонту офисного оборудования .

После окончания службы Трамел устроился в такую же мастерскую по ремонту печатных машинок в Бронксе. Получаемых 50-ти долларов в неделю явно не хватало – и, чтобы прокормить жену и уже троих сыновей, по ночам ему приходилось подрабатывать еще и таксистом. И тут на помощь снова пришла американская армия: демобилизованным предоставлялась возможность взять банковский кредит в $25 тысяч под гарантию от государства. Джек, который не раз признавался, что после концлагеря ему уже ничто не казалось слишком рисковым и пугающим, решает основать собственное дело – и открывает сначала свою мастерскую, а затем и целую фабрику по производству пишущих машинок. Правда, для этого ему пришлось перебраться в Канаду, где жили родственники его жены, где конкуренция была поменьше и где было легче наладить импорт и экспорт в Европу, в том числе и Восточную. Так что в 1955 году в Торонто на свет появилась Commodore Business Machines. «Так как я служил в армии, то мне хотелось назвать свою компанию «Генералом», – объяснял позднее Трамел, – но в США было уже столько «генералов»: General Electric, General Motors…» «Адмирал» тоже был занят – так что пришлось довольствоваться званием коммодора ».


Печатная машинка марки Commodore

С дальнейшим развитием своего предприятия в 60-е годы Трамел не только перебрался назад в США, на этот раз в Калифорнию, но и наловчился радикальным образом обновлять ассортимент своей продукции: печатные машинки сменились сначала суммирующими машинами (простейшей разновидностью механических калькуляторов), а затем и собственно калькуляторами – уже электронными. Сам Джек никогда не был инженером и в современной технике особо не разбирался, но как бизнесмен прославился своим чутьем на новинки и умением выводить таковые на рынок в самые кратчайшие сроки. Но у популярности его продукции была и обратная сторона: например, в 1975 году компания Texas Instruments, производившая микросхемы для калькуляторов Commodore, решила сама выпускать собранные устройства, а потому установила на комплектующие такие цены, которые превышали стоимость самого калькулятора.


В качестве выхода из ситуации Трамел приобрел собственную компанию по разработке и производству процессоров – MOS Technology. В 1976 г. последняя превратилась в подразделение Commodore Semiconductor Group, во главе которого был поставлен главный разработчик MOS – Чак Педдл . В течение нескольких лет до этого Педдл служил в компании Motorola, где занимался созданием процессора 6800, но был вынужден уволиться после того, как начальство отвергло его предложения по разработке как можно более дешевого ЦПУ. К счастью, Трамел был более дальновидным руководителем: когда Паддл стал рассказывать ему о том, что калькуляторы – это день вчерашний, а будущее принадлежит микрокомпьютерам, Джек сразу же поручил ему сконструировать такой компьютер самому – дав ему всего шесть месяцев срока и своего сына Леонарда в помощники.

Разработчикам удалось все сделать вовремя: в январе 1977 года на выставке Consumer Electronics Show в Чикаго за закрытыми дверями был представлен персональный компьютер по имени Commodore PET (красивая аббревиатура по желанию расшифровывалась как Personal Electronic Transactor). Новинка была построена на процессоре MOS Technology 6502 – он был выпущен еще до вхождения его авторов в состав компании Трамела, а потому исправно служил и в ЭВМ конкурентов, таких как Apple II. ЦПУ работал на частоте 1 МГц и отдельно стоил всего $25 – в противоположность тем $175, которые Motorola просила в то время за свой 6800. Объем ОЗУ насчитывал 4 (опционально 8) КБ, а 9-дюймовый черно-белый монитор выводил символы в режиме 40х25. Но изюминкой PET был дизайн – впервые пользователям предлагался компьютер «все в одном»: в корпус была встроена не только клавиатура, но и монитор, и кассетный магнитофон, служивший в то время основным средством хранения данных .


Но главной особенностью VIC была цена: всего 299 долларов! Джек Трамел и его новый помощник Майкл Томчик, который руководил разработкой этого компьютера, ориентировались при этом на дальневосточные бизнес-стратегии. «Японцы наступают, – объяснял своим сотрудникам Трамел, – а значит, мы тоже должны стать японцами!» – иначе говоря, производить массовые и недорогие продукты (но, конечно, не в ущерб качеству). VIC-20 действительно частично разрабатывался в Стране восходящего солнца, при участии Тони Токаи, руководителя Commodore Japan (президентом которой, скорее номинальным, был старший сын Джека – Сэм Трамел). Еще одним достойным внимания нововведением VIC-20 было наличие отдельного блока функциональных клавиш: эта ныне привычная часть клавиатуры до того практически не употреблялась на Западе, в отличие от стран Азии с их иероглифическим письмом .


К 1982 году VIC-20 был уже наиболее популярным домашним компьютером – первым из этого класса устройств, достигшим числа продаж в миллион экземпляров и на несколько месяцев обогнавшим по этому показателю более ранний Apple II. И все же самый феноменальный успех пришелся на долю следующего, уже третьего компьютера компании Трамела – Commodore 64, выпущенного в том же году. Цифра в названии означала объем ОЗУ: Джек сам настоял, чтобы новинка снабжалась 64 КБ в расчете на дальнейшее снижение цен на микросхемы памяти – и оказался прав. Процессором служил MOS Technology 6510 – новейшая разработка и на этот раз Commodore-эксклюзив, в отличие от 6502. Разрешение экрана при работе в 16-цветном режиме достигало 320х200, но чуть ли не самой примечательной изюминкой новинки был звуковой генератор собственной разработки MOS Technology SID: продвинутый по тем временам трехканальный звук во многом способствовал как успеху С64, так и появлению на свет целой субкультуры демосцены. Простейший интерпретатор языка BASIC был зашит в ПЗУ.

Благодаря почти полному контролю над всей вертикалью производства С64 и его комплектующих себестоимость нового ПК составляла для Commodore Business Machines примерно 135 долларов – так что в розницу новинка поступила с ценником $595. Примерно равный по производительности Apple IIe обходился домашнему пользователю ровно в два раза дороже, а Atari 800 с 48 КБ ОЗУ вместо 64-х стоил 900 долларов. В результате Commodore 64 оказался доныне непревзойденным рекордсменом: производство достигало 400 тысяч машин в месяц, а всего Трамелу удалось продать не менее 17 миллионов экземпляров этой модели своего компьютера. Разумеется, так же бойко шли продажи и самой разнообразной периферии, среди которой к концу 80-х насчитывалась уже несколько моделей мониторов, принтеров, модемов, внешних НГМД и даже цветного плоттера.


Трамел объявил решительную войну не только другим домашним ПК, но и видеоприставкам: в январе 1983 года стартовала акция по возмещению суммы в 100 долларов любому покупателю, сдавшему после покупки Commodore 64 какую-нибудь старую консоль или ЭВМ. Некоторые дилеры даже додумались предлагать устаревшие консоли «в нагрузку» к С64 – долларов так за 10, в виде скрытой скидки на новинку Трамела: не удивительно, что производители приставок разорялись десятками. Своего рода «личной местью» стало для Джека успешное вытеснение с рынка домашних ПК компании Texas Instruments, которая десятью годами ранее чуть было не добилась банкротства Commodore как производителя калькуляторов .

Однако, тем временем, и совершенно неожиданно, переменилась судьба самого Джека Трамела. Поскольку все его агрессивные бизнес-новации требовали немалых капиталовложений, он уже давно не был крупнейшим акционером своей компании. В январе 1984 года, когда уровень годового дохода от продаж только-только превысил миллиард долларов, Джек был вынужден уйти из основанной им Commodore, не сойдясь во взглядах на стратегию дальнейшего развития с финансистом и инвестором Ирвингом Гулдом .


Впрочем, унывать Джек никак не собирался: вместе с сыновьями и некоторыми другими экс-коммодоровцами он сразу же основал новую компанию – Tramel Technology. А уже в июле 1984 года приобрел у Warner Communications потребительское подразделение по имени Atari Inc. – , с которой, уже бывшей в составе Warner, так долго сражался возглавляемый Трамелом Commodore. Сумма сделки составила 50 долларов наличными и 240 миллионов акциями и векселями, но сама Atari к тому времени, по причине кризиса всей индустрии видеоигр, приносила своим владельцам один только убыток: по миллиону долларов в день.

И все же, верный своему боевому духу, Трамел переименовал свою компанию в Atari Corporation () и настроился завоевать рынок ПК еще один раз. Удача была на его стороне: юристы обнаружили в архивах свежекупленной корпорации договор, по которому Джей Майнер, ушедший из Atari еще в 1982 году, но получивший от нее финансирование , обязывался представить новый прогрессивный чипсет в уже прошедшем июне 1984 года. Джей Майнер тем временем, несколько напуганный перспективами преследования со стороны нового руководства Atari, продает свою компанию не кому-нибудь, а Commodore. Следует серия судебных разбирательств – но в выигрыше, по большому счету, остаются Atari и Джек Трамел, успевшие представить ПК следующего поколения ранее конкурентов.

Новинка называлась Atari ST – от сокращения Sixteen/Thirty-two, указывавшего на внутреннюю и внешнюю разрядность процессора Motorola 68000 (не путать со старым 6800). Впрочем, самой интересной в новом ПК была даже не столько начинка, сколько ориентация на использование графического интерфейса – еще до выхода компьютер получил прозвище «Джекинтош», как намек на желание Трамела переплюнуть последнее создание Стива Джобса. Впрочем, если Macintosh мог похвастаться лишь черно-белой графикой, то Atari ST обладал палитрой в максимум 512 цветов. Любопытно, что Билл Гейтс предлагал Трамелу портировать на его ПК свою ОС Windows, но Джека не устроили сроки разработки Microsoft, и в качестве основы была выбрана среда Graphical Environment Manager от компании Digital Research не менее знаменитого в истории операционных систем Гэри Килдалла .


На фоне своих основных конкурентов середины 80-х годов Atari ST выглядела очень даже неплохо – и не только по цене, что было традиционным для компьютеров Джека, но и по техническим возможностям. Лишь Amiga, выпущенная Джеем Майнером под крылом Commodore, на голову превосходила новый ПК Трамела (и всех остальных) по своим мультимедийным возможностям, особенно в плане графики. Зато ST оказался первым домашним компьютером со встроенным портом MIDI, что привлекло к нему внимание не только любителей, но и профессионалов электронной музыки. А графический и одновременно монохромный видеорежим высокого для того времени разрешения способствовал выпуску и распространению такого ПО для Atari ST как различные виды CAD и системы издательской полиграфии – особенно в Европе, что тоже всегда было характерно для продукции Трамела.

Домашние ПК: основные игроки рынка в 1985 году

Atari ST IBM PC AT Apple Macintosh Plus Commodore Amiga 1000
ЦПУ Motorola 68000, 8 МГц Intel 80286, 8 МГц Motorola 68000, 8 МГц Motorola 68000, 7,16 МГц
Базовый объем ОЗУ, КБ 512 512 1024 256
Дисковод 1 х 3,5″ 1 х 5,25″ 1 х 3,5″ 1 х 3,5″
Кол-во цветов 512 16 4096
Разрешение в ч/б режиме 640 х 400 720 х 350
(с опциональной ч/б платой)
512 х 342
Разрешение в полно-цветном режиме 640 х 200(4 из 512) и 320 х 200 (16 из 512) 640 х 200 320 х 200 (и 640 х 200 @16 цветов)
Звук, кол-во каналов 3 + MIDI 1 4 4
Розничная цена, $ 1000 (800 за ч/б модель) 4675 2599 1295

И все же Atari ST стал последним проектом Джека Трамела. В конце 1980-х он постепенно отходит от дел, уступая руководство компанией своим сыновьям. А они оказываются все же менее способными предпринимателями, чем их отец. На рынке ПК и наследники ST, и представители враждебного им семейства Amiga проигрывают бой открытой архитектуре IBM PC и его бесчисленным подражателям. С переменным успехом компания пытается вернуться на рынок консолей: Atari 7800 1986 года была еще очень даже популярной, в отличие от провальной Atari Jaguar (1993 г.) и одной из первых портативных игровых систем Atari Lynx, которая хотя и была цветной, но проиграла бой черно-белому GameBoy – не в последнюю очередь по причинам чисто маркетингового характера.

В 1996 году Джек Трамел продает Atari компании JTS (Jugi Tandon Storage) – производителю недорогих жестких дисков. Последние годы жизни он проводит вдали от большого бизнеса, занимаясь, кроме прочего, делами основанного им Американского музея Холокоста. Тем не менее, память о его старых компьютерах жива до сих пор. BASIC в исполнении для Commodore 64 является ныне почти что стандартом для всех ностальгирующих , а сам этот популярнейший в мире компьютер переживает в последние годы неожиданное возрождение. Раз уж находятся люди, готовые платить немалые деньги за машины не такие уж и мощные, но выполненные в памятном классическом дизайне 8-битного домашнего ПК , – значит, дело Джека Трамела по-своему продолжает жить.

Речь пойдёт о первом, в своём роде уникальном для 8-ми битных Atari, компьютере Atari 800, без всяких там приставок XL или XE, это будет позже, а сей час просто 800.

Процессор : 6502C(SALLY - поздние модели), NTSC: 1.7897725 МГц, PAL: 1.773447 МГц

ОЗУ : 8 Кб - 48Кб, расширяется за счёт дополнительных плат, устанавливаемых самим пользователем в соответствующие слоты.

ПЗУ : AtariOS 10 Кб (Бейсик отсутствует).

Видео : ANTIC ("Alpha-Numeric Television Interface Circuit")/ GTIA ("Graphics Television Interface Adapter") текстовый режим 40 x 24, графика до 320 x 192 (14 графических режима + различные комбинации графики и текста).

Разъемы : питания 9 Вольт, SIO (универсальный последовательный интерфейс), ВЧ видео, S-Video и НЧ видео (“Monitor”-DIN5 разъём),4 системных слота расширения доступных пользователю и один внутренний, 2 слота для картриджей, 4 порта джойстиков.

Звук : POKEY - четырехканальный, 8-ми битный звуковой синтезатор, встроенный динамик.

Внешний блок питания 9В переменного напряжения (трансформатор).
Начало продаж: 1979 год

Познакомился я с изделиями Atari в игровых залах, коих в 90-х было превеликое множество. Расположены они были в самых разных местах; в закутках различных магазинов, на вокзалах и просто в отдельных помещения. В качестве игровых там использовались обычные домашние компьютеры Atari, Commodore или ZX Spectrum. Из Atari были распространены более поздние варианты XL и XE, а описываемую модель впервые увидел уже «путешествуя» по интернету. Дома был самодельный клон Sinclair 48Кб («Зоновский» вариант) и денег на покупку чего-либо фирменного просто не было. Вот регулярно и ходил в игровые залы заглядывался там на всякую «фирму », с гораздо более красочной графикой и постоянно грохочущей музыкой, а не «чириканьем» спикера ZX Spectrum`а. Разбираться с тем, как это работает стал только сейчас,когда обзавёлся данным экземпляром, но на русском технической документации мало (может кто поделится?). Много на английском, даётся с большим трудом и пока толком не осилил. Вероятно, будут неточности, но если кто-то поправит, то буду только благодарен за это.

На волне успеха своей игровой консоли VCS 2600, в Atari решили выйти на рынок персональных (домашних) компьютеров. Нолан Бушнелл, основатель фирмы и создатель Pong, тогда пребывавший в должности председателя совета директоров Atari, принадлежащей Warner Inc, был против подобного решения. Он считал, что надо продолжать развивать идею домашней игровой консоли, а не соваться на рынок компьютеров. В 1978 году его исключили из состава директоров. Первые компьютеры Atari вышли в конце 1979 года.
В продажу Atari 800 поступил вместе со своим младшим братом Atari 400. Atari 400 имел дешёвую мембранную клавиатуру, один слот для картриджа и, как предполагалось изначально, 4Кбайта ОЗУ. Отсюда индекс модели 400. Подключение к телевизору только через антенный вход. Позиционировался он как дешёвый домашний компьютер, или, скорее как домашняя игровая приставка с возможностями компьютера. Но к моменту выхода модели в продажу цены на память упали и на заводе сразу стали устанавливать 8Кбайт ОЗУ.

В то время как Atari 800 причисляли к полноценным компьютерам. Он имел корпус бо льшего размера, чем Atari 400, клавиатуру с механическими клавишами, возможность последующего наращивания памяти от начальных 8Кбайт до максимальных 48Кбайт.
Описываемые модели были единственными компьютерами Atari, у которых было 4 разъёма для джойстиков, у всех остальных только 2. Atari 800, ко всему прочему, была единственная модель с двумя слотами для картриджей (Left Cartridge, Right Cartridge), у последующих один (Left Cartridge), и единственная с 4-мя системными слотами расширения. Более поздние модели не содержали их вовсе.

Для доступа к слотам картриджей, необходимо потянуть на себя клавишу (на фото она видна как прямоугольник над верхним рядом клавиш) фиксирующую крышку этого отсека. При этом происходит отключение питания компьютера. Что бы добраться до слотов расширения придётся открутить два, достаточно длинных, винта (видны сверху в углах металлического кожуха) и, потянув на себя верхнюю крышку, снять её.

Слоты не равнозначны и имеют различное назначение. При этом, каких либо внешних отличий между ними нет, и что гораздо хуже, нет «ключа», который бы не позволил воткнуть плату наоборот. Вероятно, это решалось тем, что изначально платы были упакованы в пластиковые корпуса, но из-за перегрева микросхем от них пришлось отказаться. Для исключения соприкосновения бескорпусных плат установлен разделитель, небольшая чёрная пластиковая деталь с горизонтальными прорезями. Ближний к клавиатуре слот предназначен для установки платы ПЗУ с AtariOS, без Basic`а — он появится в поздних моделях. В остальные можно устанавливать карты расширения памяти по 8 или 16 Кбайт.

Сторонние фирмы выпускали и другие платы.

Имеется некоторое количество внешних разъёмов.

Четыре штуки для подключения джойстиков.

Остальные разъёмы расположены на этой панели.

По порядку, слева на право:


  • “MONITOR” - для подключения монитора и вывода звука.

Монитор может быть подключен с использованием двух типов видеосигнала:

Композитный (COMPOSITE VIDEO - контакт 4)

S-VIDEO (COMPOSITE LUMINANCE- контакт 1 и COMPOSITE CHROMA - контакт 5)

AUDIO OUTPUT - линейный выход звука.


  • “PERIPHERAL” - 13-ти контактный. Для подключения различной периферии (магнитофон, дисковод и т.п.) по универсальному последовательному интерфейсу SIO.


  • 2-CHAN-3 - переключатель телевизионных радиоканалов для внутреннего ВЧ-модулятора. Коаксиальный кабель выводится через отверстие в задней части корпуса. Отсоединить его можно после снятия корпуса. Разъём расположен на плате блока питания, рядом с самим модулятором.


  • POWER ON OFF - клавиша включения/выключения компьютера.


  • POWER IN - разъём для подключения внешнего блока питания, 9В переменного напряжения, 27Вт.

В данном экземпляре есть платы расширения:


  • ПЗУ 10Кб, содержит AtariOS



  • ОЗУ 16Кб

Эти платы производства самой Atari.

Кроме них имеется ещё две платы сторонних производителей.

ОЗУ 32Кб AXLON INC.


Забавно нанесён серийный номер платы; нацарапан от руки прямо поверх лака на дорожке.


  • Плата алфавитно-цифрового (текстового) видео контроллера Full-View 80 фирмы Bit3 Computer Corporation


Предназначена плата для вывода текста 80х25. Без неё Atari может отображать текст 40х24. Данную плату поддерживало несколько текстовых редакторов. Выводит Full-View 80 монохромное изображение через свой композитный видеовыход, реализованный в виде плоского 4-х жильного кабеля, как IDE шлейф, с распаянными на конце двумя разъёмами, видны внизу под платой. Один, это RCA (колокольчик) гнездо. Второй, DIN5 вилка, как в «советских» магнитофонах. Похоже это было нужно для подключения к различным моделям мониторов того времени.

Она же без корпуса.




Основная плата, плата блока питания и процессорная плата доступны только при полной разборке аппарата.

Снята нижняя крышка и слева видна плата блока питания и разъёмов, а по центру, частично прикрытая металлической пластиной, основная плата. Справа внизу расположен динамик, который издаёт звуки при нажатии клавиш. В играх, к счастью, он молчит, звук при этом выводится через внешний разъём “Monitor” или через ВЧ-модулятор.

Нечто коричневое в правом нижнем углу - это молекулярный клей (так он вроде назывался, в гранулах, разогревается паяльником). Корпус не выдержал переезда через океан и треснул. Пришлось заклеить. Материал верхней части корпуса оказался весьма интересным, он многослойный. За основу взят обычный пластик, как в нижней части. Сверху него располагается слой из синтетических волокон, поверх которого нанесён слой пластика, придающий корпусу шершавую фактуру ("шагрень").

Снята верхняя часть корпуса.







Как не трудно заметить, примерно четверть (слева) корпуса совершенно пустая. Видимо пошли на такие затрата в угоду дизайну. Да и потом, мощный, современный и не дешёвый компьютер просто не может быть маленьким и лёгким! :-)

Клавиатура производства “Mitsumi”. Для возврата клавиши используется пружина.


В центре каждой клавиши имеется, судя по всему силиконовый, эластичный элемент с выступом посередине. Именно он осуществляет нажатие на соответствующее место на плёночной части клавиатуры.

Плёночная, контактная, часть клавиатуры. Плёнка используется только одна. На неё нанесены дорожки и контактные площадки чем-то чёрным матовым, токопроводящим. Изолирование от нижнего слоя, гетинаксовая печатная плата, выполнено нанесением белого, резиноподобного покрытия на всё ту же плёнку. Контактные площадки для клавиш оставлены открытыми.

Снята основная плата. Большое серое, зияющее дырами - это экранирующий кожух, весит 1кг. Он был необходим для выполнения требований FCC (Federal Communications Commission —американское Федеральное агентство по связи) по уровню радиопомех.

Плата внутреннего блока питания.

На ней расположены:


  • Внутренние преобразователи напряжения, выполненные на линейных стабилизаторах 7805 (+5В),78М12 (+12В). Простейший параметрический стабилизатор, на стабилитроне, выдаёт напряжение -12В, необходимое для работы микросхем динамического ОЗУ. Поскольку с внешнего трансформатора поступает переменное напряжение только 9В, то для обеспечения работы стабилизаторов на +12В и -12В, применяется ёмкостной удвоитель напряжения.

  • Высокочастотный ТВ модулятор. Прямоугольная коробка с белым кружком, примерно посередине платы. Позволяет подключить компьютер к телевизору через антенное гнездо. Видики тогда только-только начинают появляться и у телевизоров нет других входов, кроме антенного.

  • Четыре системные клавиши, в левой части платы; “START”, “ SELECT”, “OPTION” и “SYSTEM RESET”, по порядку слева на право.

  • Выключатель питания, срабатывающий при открывании крышки отсека картриджей. Расположен чуть выше модулятора.

  • Внешние разъёмы и выключатели, в самом низу по краю платы, описанные ранее.

Основная плата с установленной в неё процессорной платой (закрывается силуминовым кожухом)

Разъём висящий на проводах предназначен для подключения к основной плате 4-х системных клавиш.

Сама основная плата.

Как видно, все четыре слота расширения совершенно одинаковые внешне. Пятый, самый верхний, заметно больше, но он не доступен без полной разборки компьютера. В него устанавливается только процессорная плата.

На плате имеются две большие микросхемы. Та, что расположена выше - POKEY:CO12294, ниже - PIA 6520:CO14795.

Процессорная плата

Чипы, присутствующие на плате, слева на право: GTIA,NTSC:CO14805; ANTIC 400/800,NTSC:CO12296; SALLY:CO14806. SN74LS244NDS - буферный элемент-защёлка с 3-мя состояниями на выходе. Является стандартным компонентом, в отличие от предыдущих, заказных.

Зелёное и круглое, это переменный резистор. Он установлен в RC-цепи GTIA для временно й коррекции сигнала цветности относительно синхронизации.

Три чёрных резиновых кружка не дают плате соприкасаться с металлическим корпусом кожуха, внутри которого она расположена.

При проектировании новой модели в Atari справедливо рассудили, что для повышения производительности, необходимо разгрузить основной процессор и поручить часть работы дополнительному специализированному процессору. Кое что уже было реализовано ранее в Atari 2600 с её TIA. В результате появился на свет набор LSI-чипов(large-scale integration - высокой степени интеграции): ANTIC, CTIA/GTIA, POKEY . SALLY появился чуть позже, специально доработанный для Atari процессор 6502C.Один стандартный большой чип - PIA 6520.

ANTIC "Alpha-Numeric Television Interface Circuit" (Алфавитно-цифровая телевизионная интерфейсная схема) - это полноценный специализированный видео процессор со своим набором инструкций по формированию изображения на экране. Набор инструкций необходимый для описания всего экрана называется Display Llist (DL,список отображения или дисплейная программа) и выполняется в ходе каждого цикла обновления экрана. Одна инструкция описывает состояние целой строки на экране. Там указывается, откуда получать информацию для отображения, в каком режиме должна отображаться строка - в графическом или текстовом и в каком месте экрана она будет отображаться, есть ли скроллинг (scrolling - прокрутка) изображения и будут ли прерывания. ANTIC обрабатывает немаскируемые прерывания (NMI), которые происходят при нажатии клавиши “SYSTEM RESET”, VBI - обратный ход луча, генерируется по окончании отображения ТВ кадра и DLI - прерывание по дисплейной программе, когда прекращается выполнение основной программы и выполняется пользовательский набор инструкций. Происходит в момент отображения строки на экране. Горизонтальная и вертикальная прокрутка, выполняются без применения копирования прокручиваемых данных. Раздельное программирование каждой строки позволяет получать различные комбинации графических и текстовых режимов, добиваясь достаточно сложных визуальных эффектов. Инструкции и данные для своей работы ANTIC получает из памяти, предварительно помещённые туда центральным процессором, самостоятельно через DMA (Direct Memory Access - прямой или непосредственный доступ к памяти). Именно для этого понадобилось дорабатывать процессор 6502, вводить сигнал HALT (приостановка). До этой модификации того же результата добивались использованием 4-х микросхем. Меньше деталей - дешевле аппарат.
Приостановка процессора требуется для предотвращения конфликта на шинах при одновременном доступе к памяти CPU и ANTIC. В каждый момент времени только кто-то один должен обращаться к ОЗУ. Можно программно выключить ANTIC. При этом экран погаснет, но возрастёт, примерно на треть, быстродействие CPU, поскольку не приходиться простаивать в ожидании, когда ANTIC позволит ему обратиться к памяти.

GTIA(/CTIA) Graphics Television Interface Adapter" (/"Color Television Interface Adapter") чип телевизионного интерфейса. ANTIC и GTIA, по сути, представляют собой единый видеопроцессор, состоящий из двух чипов. ANTIC выполняет высокоуровневые инструкции и в реальном времени передаёт уже обработанные, более простые, инструкции на исполнение GTIA. Большинство функций GTIA непосредственно управляется ANTIC`ом. Но в некоторых случаях, в его работу может вмешиваться CPU и управлять некоторыми функциями. GTIA преобразует команды ANTIC (или 6502) в телевизионные сигналы (цветность, синхронизация). Также GTIA управляет спрайтом игрока, или «ракеты», в терминологии Atari (player-missile graphics), производит обнаружение коллизий (столкновений) «ракеты» с другими объектами и приоритет (кто будет на переднем плане, а кто на заднем) с которым будет взаимодействовать с другими изображениями на экране, определяет цвет объектов. Особенность работы GTIA (по сравнению с CTIA), кроме трёх дополнительных видеорежимов, ещё и в том, что изображение сдвигается на половину точки экрана. Поэтому для одной и той же программы, между GTIA и CTIA может возникнуть расхождение в цвете, за то данный сдвиг позволяет перекрываться «игрокам» и «полям».
Было выпущено две модификации Atari 800 (и 400). Первая, с конца 1979 по начало 1981, с чипом CTIA и процессором 6502B(более скоростная версия 6502A). И вторая, выпускавшаяся до снятия модели с производства в 1983 году. Там уже были установлены GTIA и 6502C(SALLY). Впоследствии только ANTIC подвергся некоторой модификации в XL-XE, а остальные чипы устанавливались во все модели 8-ми битных Atari, вплоть до 1992 года, когда был прекращён их выпуск.
После выхода моделей с GTIA чипами, Atari предложила своим покупателям, у кого ещё осталась гарантия на компьютер, произвести бесплатную замену старых плат с CTIA на новые, содержащие GTIA. Есть, по меньшей мере, два варианта, почему первый выпуск Atari 800 произошёл с не самым совершенным чипом.
Первый - GTIA чип ещё не был готов к моменту выхода на рынок компьютеров в 1979 году, но прототипы компьютера разрабатывались сразу с использованием этого чипа. Всё было готово только к 1981 году.
Второй - чип GTIA таки был готов к 1979 году, но руководство компании, видимо опасаясь не успеть в срок, заранее разместило заказ на производство 100 000 штук разработанных ранее CTIA. Не имея желания закатывать в асфальт (а такое уже было с картриджами для приставки 2600, в которых содержалась игра с множеством ошибок) выпущенные и уже оплаченные чипы, было принято решение запустить их в производство.

POKEY - сокращение от POtentiometer (потенциометр - переменный резистор) и KEYboard - клавиатура. Производит опрос клавиатуры. Позволяет использовать для управления переменный резистор (разрешение оцифровки 8 бит), размещённый в аналоговом игровом манипуляторе (paddle). Подключается к 5 и 9 контактам разъёмов джойстиков. Осуществляет обмен данными с внешними устройствами по последовательному каналу, используется в SIO. В нём же расположен четырехканальный, 8-ми битный звуковой синтезатор. Каналы можно объединят в пары, образуя два 16-ти битных, или два 8-ми битных и один 16-ти битный. Имеется возможность изменять громкость, частоту и степень искажения сигнала. Есть режим фильтрации, полиномиальные счётчики 4, 5 и 17-разрядные. Для генератора псевдослучайных чисел используется 17-разрядный полиномиальный счётчик. Его можно использовать для генерации шума в звуковых эффектах. Имеются таймеры. Так же осуществляется управление маскируемыми прерываниями (IRQ) по запросам, приходящим от периферийных устройств, таймеров и клавиатуры.

PIA - Peripheral Interface Adapter (адаптер сопряжения с периферийными устройствами) - Предоставляет 20 параллельных линий ввода-вывода. Выполнены в виде 2-х 8-разрядных двунаправленных портов (обозначаемых PA и PB), с возможностью объединения в один 16-ти разрядный порт. Направления передачи данных для всех линий (PA0-7, PB0-7) могут быть запрограммированы независимо. Четыре управляющих лини могут быть запрограммированы, чтобы генерировать прерывания, автоматически генерировать сигналы квитирования при обмене данными для устройств на портах I/O или просто передавать состояние своих линий (1 или 0, высокий или низкий уровень сигнала).
В компьютерах Atari 800/400 к линиям портов (PA0-7, PB0-7) подключены 4 джойстика, а во всех последующих моделях PortB (адрес порта 0xD301) используется для переключения банков памяти. Четыре управляющие линии используются для реализации общения по последовательному протоколу SIO, в частности одна из линий управляет включением-выключением мотора магнитофона. Две лини используются для генерации прерывания от внешних устройств, подключенных к разъёму SIO (“PERIPHERAL”).

Если включить Atari 800(400) без картриджей и без других накопителей, то на экране появиться светло-голубая надпись на синем фоне: “ATARI COMPUTER - MEMO PAD”.

Можно набирать текст с использованием псевдографики, инверсии и вообще всего, что доступно с клавиатуры. Но вот для чего эта «ЗАПИСНАЯ КНИЖКА»?

Не имея Basic`а или DOS невозможно что-либо сохранить. Или предлагается использовать вместо бумажек на холодильнике, оставляя различные ЦУ (ценные указания) для домашних? Не понятно.

Если в течение минут 10 не нажимать клавиш, то экран перейдёт в режим пониженной яркости с периодической сменой цветов. Это screensaver, для предотвращения выгорания люминофора на кинескопе, если ушёл и забыл выключить компьютер. Забавненько так.
Компьютер подключил к ЖК телевизору по S-Video через разъём“Monitor”. Это оказалось очень удобно, поскольку так же подключается и 65XE, и после незначительной переделки в Commodore C16 (установки одной перемычки и удаления одного предохранителя), его то же можно подключать этим же кабелем. Как выяснилось, при таком способе подключения, у данного экземпляра Atari есть проблемка. Изображение «дрожит» - строки хаотично смещаются по горизонтали на один пиксель. Что несколько раздражает. Похоже, проблема связана с плохим согласованием уровней видеосигнала. Однажды заполнив экран инверсными пробелами, почти весь экран стал светлым, обнаружил, что дрожание пропало.

Ну и напоследок, небольшое сравнение габаритов первого и последнего (65XE) поколений 8-битных Atari.



В моей небольшой домашней коллекции появился еще один экспонат - Atari 520STF .

Предыдущий хозяин этого компьютера приобрел его во Франции в 1988 году, после чего дорогая покупка была перевезена в Россию, где Atari 520STF долгое время служила «игровой приставкой» для младших членов семьи. Помимо развлекательных функций, Atari 520STF также помогала осваивать программирование, о чем свидетельствуют не только слова бывшего владельца, но и доставшаяся мне вместе с компьютером ксерокопия учебника по BASIC на французском языке.

Хочется заметить, что этот компьютер был гораздо доступнее и дешевле своих конкурентов - аналогичный по характеристикам компьютер Apple Macintosh 512k стоил 2795 долларов США, в то время как Atari 520STF (правда без монитора) обошлась бы всего в $799. Благодаря своей невысокой цене она стала довольно популярной среди любителей компьютерных игр, да и музыканты отдавали Atari 520STF свое предпочтение, ведь компьютер имел на борту MIDI интерфейсы, которые позволяли создавать электронные музыкальные композиции.

Осторожно! Очень много фотографий.

Технические характеристики.

  • Процессор: Motorola 68000 @ 8MHz
  • Оперативная память: 512Kб
  • Дисплей: 320 X 200 - 16 цветов, 640 X 200 - 4 цвета, 640 X 400 - черно-белое изображение
  • Выход видео: RGB (SCART), в моделе Atari 520STFM - модулятор для подключения к телевизору
  • Порты: порт для картриджей, LPT и COM порт, порты для подключения джойстика и мыши
  • Жесткий диск: внешний, от 10Мб до 60Мб
  • Звук: трехканальный генератор звука на микросхеме YM2149F , являющейся аналогом AY-3-8910
  • Дополнительные интерфейсы: MIDI вход + MIDI выход
  • Дисковод: встроенный 720Kб + внешний 720Кб/1,44Кб
  • Операционная система: Atari TOS +GEM

Внешний вид и комплектация.

Начнем, пожалуй, с комплектации.

Atari 520STF поставляется в такой вот картонной коробке, внутри которой можно найти сам компьютер, провод питания, мышь и немного документации.

По желанию, компьютер может комплектоваться цветным или черно-белым монитором высокого разрешения, также упакованным в фирменную коробку. К монитору прилагается соединительный кабель, инструкция и принципиальная схема монитора. Монитор, кстати, можно и не покупать - имеющийся в компьютере RGB-видеовыход можно использовать для подключения Atari 520STF к телевизору с разъемом SCART (для этого понадобится соответствующий кабель), а модель Atari 520STF с индексом «M» имеет встроенный ВЧ-модулятор, позволяющий подключить к компьютеру телевизор с соответствующим высокочастотным входом (используется самый обычный разъем «тюльпан»).

Корпус Atari 520STF выполнен из серого пластика, его размеры составляют 10см х 48 см х 29см, а вес компьютера составляет 4,2 кг.

Клавиатура Atari 520STF - несъемная, имеет 94 клавиши. 10 функциональных клавиш располагаются над основным блоком клавиш, цифровой блок клавиш расположен слева, а между ними приютились стрелки управления курсором, клавиши Insert, Home, Help и Undo. Раскладка клавиатуры - AZERTY , так как данная модель предназначалась для продажи во Франции.

С левой стороны корпуса находятся разъемы MIDI, а также разъем для картриджа.

Дисковод расположен с правой стороны корпуса.

Если перевернуть Atari 520STF вверх ногами, можно увидеть разъемы для подключения мыши и джойстика.

На задней стороне корпуса располагаются разъемы для подключения модема, принтера, внешнего жесткого диска и дисковода, а также видеовыход, кнопка включения питания, разъем питания и кнопка Reset. Подробнее об имеющихся интерфейсах можно .

А так выглядит 14" цветной монитор Atari SC1425. Большая часть органов настройки изображения и звука располагается под крышкой на передней части монитора.

На задней части имеются ручки регулировки длинны и ширины изображения, а также его позиционирования по вертикали. Тут же находится разъем SCART и аналоговый TTL вход.

В монитор по бокам встроены динамики, а также имеется разъем для подключения наушников.

Внутреннее устройство.

Снимаем верхнюю крышку. Под защитным металлическим кожухом слева находится блок питания, справа - дисковод.

Снимаем клавиатуру, предварительно отключив небольшой шлейф от материнской платы.

Перевернув клавиатуру, можно увидеть имеющийся на ней контроллер и разъемы для мышки и джойстика.

Контроллер Hitachi HD6301V1P представляет собой 8-ми битный микрокомпьютер в корпусе DIP40, тактовая частота которого составляет 1Мгц. Содержит 4Кб ПЗУ, 128 байт ОЗУ, имеет поддержку последовательного интерфейса передачи данных и многое другое .

Снимаем правый кожух, откручиваем три винта и вынимаем дисковод.

Сняв левый металлический кожух и открутив два винта, можно снять блок питания.

Снимаем металлический кожух с материнской платы и вынимаем ее.

16 микросхем оперативной памяти OKI M41256A-12 общим объемом 512К.

Рядом располагаются посадочные места для еще 16 микросхем ОЗУ, распаяв которые можно увеличить оперативную память в два раза, превратив таким образом Atari 520STF в старшую модель - Atari 1040STF .
К сожалению, достать подходящие микросхемы памяти (256K NMOS, со временем доступа 150нс и менее) довольно трудно. На мой взгляд, гораздо проще приобрести или изготовить JRI-RAM+ upgrade board и использовать для расширения памяти обычные 30-ти контактные модули SIMM.

Тут мог быть ТВ-модулятор.

Сердце компьютера - процессор Motorola MC68000.

Трехканальный генератор звука Yamaha YM2149F, являющийся аналогом AY-3-8910 .

Микросхемы ПЗУ SHARP C101634, содержащие операционную систему Atari TOS.

Операционная система.

Atari 520STF работала под управлением зашитой в ПЗУ операционной системы Atari TOS , и состояла из ядра GEMDOS и графического окружения GEM .

Рабочий стол GEM.

Самой последней поддерживаемой версией Atari TOS для компьютера Atari 520STF является RAINBOW TOS 1.04, выпущенная 6 апреля 1989 года. Эта версия не только повышала производительность компьютера, но и имела поддержку файловой системы MS-DOS, позволяя читать и записывать информацию, предназначенную для Atari 520STF на обычном IBM PC-совместимом компьютере.

В моем экземпляре компьютера установлены две микросхемы ПЗУ SHARP C101634, содержащих версию Atari TOS 1.02. Обновить версию операционной системы можно с помощью программатора и двух (иногда - шести) стираемых УФ ПЗУ.

Программное обеспечение.

Не смотря на небольшой объем оперативной памяти, для компьютера Atari 520STF существовало огромное количество программного обеспечения различной направленности. Ниже представлено несколько программ, которые мне удалось найти и запустить.

MIDI плеер SMF-Player.

Консольный терминал STALKER.

Неплохой MIDI-секвенсер Sweet Sixteen.

Расширенный калькулятор PROCALC.

Довольно удобный текстовый редактор Word Writer 2. Без проблем распечатал текст на принтере Epson LQ-100.

Архиватор STZIP26.

Утилита, показывающая сведения о системе - SYSINFO.

Увы, но 512К ОЗУ слишком мало для запуска CUBASE LITE, веб-браузера Crystal Atari Browser 1.5, ESCPAINT и других полезных программ, поэтому в обзор они не попали.

Игры.

Для Atari 520STF написано огромное количество игр. Настолько огромное, что аж глаза разбегаются. Ниже представлены некоторые из них.

Star Wars - империя наносит ответный удар.

Captain America.

Angel NIETO.

BOB Winner.

Spidertronic.

Морской бой.

Запускаем FTP-сервер на Atari 520STF.

Вы, наверно, обратили внимание, что у Atari 520STF имеется 25-контактный COM порт. Его наличие означает, что к компьютеру можно подключить внешний модем. И даже выйти в Интернет! Однако, существует одна неприятная особенность этой модели компьютера - 512Кб оперативной памяти слишком мало для запуска веб-браузера Crystal Atari Browser 1.5 . Попытки запустить на Atari 520STF http-сервер WebLight также окончились провалом, зато получилось поднять FTP сервер .

Замечание : учитывая, что практически ни один интернет-провайдер больше не предоставляет доступ к всемирной паутине с помощью коммутируемого модемного подключения, придется немного поизвращаться - поднять и настроить свой собственный Dial-In сервер. Самый простой способ - воспользоваться имеющимся функционалом ОС Windows 2000 и выше, а именно сервером входящих подключений. Информацию о том, как это сделать можно найти в Интернете . Также понадобится любая офисная мини-атс. Если вас это не смущает, можете повторить опыт в домашних условиях.

Для запуска FTP сервера на Atari 520STF нам потребуется внешний модем, две пластиковые бутылки, синяя изолента и… и поддержка TCP-IP для Atari StinG . Необходимо записать StinG на дискету и сделать несколько изменений в конфигурационных файлах (я заменил пути, ссылающиеся на диск C:\ путями, указывающими на дисковод A:\).

Перезагружаем Atari 520STF с дискетой со StinG в дисководе.

Теперь можно запустить звонилку DIALER.APP , находящуюся в папке DIALER.

Нажав кнопку Configs, настраиваем модемное соединение: указываем номер телефона провайдера, логин и пароль для доступа в сеть, и, если нужно, меняем строку инициализации модема.

Жмем Enable и соединяемся с провайдером, нажав кнопку Connect.

Установка соединения.

Готово! Теперь можно закрыть DIALER.APP не разрывая соединения (нажав кнопочку Exit) и извлечь дискету со StinG.

После того, как соединение с Интернетом установлено, можно запускать FTP сервер . Его, кстати, тоже необходимо записать на отдельную дискету и настроить - в файле FTPUSERS необходимо задать имя пользователя, пароль и указать путь к папке, к которой предоставляется доступ, а также имеющиеся у пользователя права доступа. Подробная инструкция по настройке FTP сервера имеется в файле справки FTP_SERV.HYP , открыть который можно с помощью программы ST-Guide . Не забудьте скопировать ST-Guide на дискету!

Запускаем FTP сервер (FTP_SERV.APP ) и получаем предупреждение, что для отображения диалогов необходимо запустить системное расширение WDIALOG.PRG , иначе взаимодействовать с программой не получится.

Спасибо за внимание, и хорошего дня!

сайт - электронная документация

Atari 800 XL/XE
Карпов Александр (с) 1999 г в. 11.8.99

КРАТКОЕ ОПИСАHИЕ

Бытовой компьютер ATARI 800 XL был выпущен фирмой ATARI в 1983
году. Позже (в 1985 году) фирма модернизировала компьютер и выпустила
новую модель: ATARI 800 XE. Эта модель отличалась от базовой модели
новой версией встроенного интерпретатора Бейсика и дизайном корпуса.
Именно эта модель бытового компьютера (в основном тайваньской сборки)
в конце восьмидесятых появились в Советском Союзе. В те времена эти
компьютеры устанавливались в кооперативах-салонах компьютерных игр.
Обе модели оснащались 8 битным процессором MOTOROLA 6502C с частотой
1.79 MHz (NTSC)/1.77 MHz (PAL). Объем ПЗУ - 24 кб (системные
подпрограммы, Бейсик и программа тестирования), ОЗУ - 64 кб (128 K -
Atari 130 - модернизированная модель 1985 г.). Из этих 64 кб.
пользователю было доступно только 37 902 байта. Остальной объем
занимает интерпретатор Бейсика, который переписывается в старшие
адреса оперативной памяти при включении компьютера. Загрузку Бейсика
можно было отключить, нажав после включения компьютера кнопку OPTIONS.
Это было необходимо делать перед загрузкой игр - иначе системным
программам, операционной системе и играм не хватало оперативной
памяти. Клавиатура стандартная QWERTY. Плюс 5 функциональных клавиш:

HELP - вывод подсказки.
OPTIONS - ввод разных вариантов в программе/ отключение Бейсика при
загрузки
SELECT - выбор пунктов меню в некоторых играх.
START - пуск игры.
RESET - сброс.

Системная плата была встроена в клавиатуру. В комплекте с
компьютером поставлялся специализированный магнитофон и джойстик. К
компьютеру можно было подключить два джойстика (сбоку). Сзади (XE) или
сверху (XL) корпуса находился разъем для картриджей с играми. Так же
сзади располагался видеовыход, звуковой выход, разъем для подключения
внешних устройств (магнитофон, дисковод(ы - один за другим - в
цепочку), принтер, модем, сетевой кабель). Компьютер был оборудован
видеопроцессором, который позволял работать, как и в текстовом, так и
в графическом режимах:

N Размер Размер Примечание
экрана текстового
окна
0 40*24 - Только текст
1 20*20 40*4 Текст увеличенными
буквами в два раза шире
2 20*10 40*4 Текст увеличенными
буквами в два раза шире
и выше
3 40*20 40*4 Графика низкого
разрешения - 4 цвета
4 80*40 40*4 Графика среднего
разрешения - 2 цвета
5 80*40 40*4 Графика среднего
разрешения - 4 цвета
6 160*80 40*4 Графика высокого
разрешения - 2 цвета
7 160*80 40*4 Графика высокого
разрешения - 4 цвета
8 320*160 40*4 Самое большое разрешение
-2 цвета

Кроме того, можно было получить дополнительные режимы экрана. Пусть X-
основной режим экрана (0-8). Тогда

X+16 -Текстовое окно отсутствует.
X+32 - Текстовое окно присутствует - но исключена возможность
очистки экрана.
X+40 - Текстовое окно отсутствует, экран не очищается.

Видеопроцессор поддерживал работу с 2 или 4 цветами (в
зависимости от режима) из палитры в 16 цветов, градации яркости - от 0
до 15. Кроме того, знакогенератор мог быть перепрограммирован по
желанию пользователя. Коды символов с 0 по 127 - стандартный набор
ASCII, с 128 по 255 - псевдографика. Видеопроцессор так же аппаратно
поддерживал многокрасочные спрайты, различные скроллинги.
В качестве дисплея обычно использовался бытовой цветной
телевизор. Иногда в учебных заведениях к Атари подключали советские
черно-белые мониторы "Электроника".
Для создания звуковых эффектов и для проигрывания музыки
компьютер был оборудован восьмибитным монофоническим звуковым
синтезатором (3,5 октавы). При желании синтезатор можно было
самостоятельно (с помощью паяльника и нескольких микросхем)
переоборудовать в стереосистему. Синтезатор позволял проигрывать звуки
через четыре канала (голоса). Также можно было проигрывать
шестнадцатибитный звук, но только через два канала. Звук
воспроизводился обычно через тот же телевизор. При желании можно было
оборудовать компьютер COVOX-подобным синтезатором.
Для записи программ использовался специализированный кассетный
магнитофон фирмы ATARI, который продавался в комплекте с компьютером.
Кроме того, можно было подключить пятидюймовый дисковод той же фирмы
(приобретался отдельно). Дисковод поддерживал последовательное и
прямое чтение данных. Операционная система - своя собственная - XL/XE
O.S. - чем то похожая (по командам) на CP/M. Кроме того было
разработано несколько других операционных систем, совместимых между
собою. Они поддерживали подкаталоги, жесткие диски, виртуальный
рамдиск. Иногда после загрузки выводилось меню с командами
операционной системы. Многие игры снабжались специальными
загрузчиками.
Почти все игры использовали игровые манипуляторы - джойстики.
Джойстик представлял собою рычаг и одну кнопку. К компьютеру можно
было подключить два джойстика. При желании можно было мосле некоторой
модернизации расширить число джойстиков до четырех.

КОМАHДЫ ВСТРОЕHHОГО ИHТЕРПРЕТАТОРА BASIC.
Бейсик на компьютере Атари был достаточно стандартным и удобным.
В систему был встроен экранный редактор. Так же многие команды
допускали сокращения, которые затем интерпретатор разворачивал.
Hапример, ? - PRINT,
I.-INPUT, PL.-PLOT, DR.-DRAWTO, R.-REM, RU.-RUN, L.- LIST, CR.-
CRAPHICS, FOR - F., N. -NEXT, POS. - POSITION.

Пример программы с сокращениями:
10 I. A
20 F. I=1 TO 5
40 ? A
50 N. I

После NEXT нужно обязательно ставить переменную, по которой
оканчивается цикл. Все массивы перед использованием нужно описать
командой DIM. Так же нужно описывать все строки как массивы. Hапример
чтобы зарезервировать строку в 10 символов нужно ввести команду:
10 DIM A$(10)
Самоблокировка компьютера - POKE 54017,132. Далее идет перечень
расширений Atari Basic:

КОМАHДЫ ВВОДА/ВЫВОДА (режим экрана #0):
COLOR N: PLOT X,Y -напечатать символ, код которого N, в позиции X,Y.
GET #6,N$ - чтение кода из позиции курсора.
POSITION X,Y - курсор в позицию X,Y.
LOCATE X,Y,N - чтение кода символа из позиции экрана X,Y в N.
PRINT CHR$(125) - Очистка экрана.
Буфер экрана занимает область между 40000 до 40920. Одна строка - 40
байт.

КОМАHДЫ РАБОТЫ С ГРАФИКОЙ:
GRAPHICS N - Установить режим номер N (см таблицу).
COLOR N - Установить цвет для рисования (в зависимости от режима
экрана-N=0..1/0..3).
PLOT X,Y - Ставит точку цветом, указанным в COLOR.
DRAWTO X,Y - Проводит линию до точки X,Y.
LOCATE X,Y,N - Считывает цвет из точки X,Y в N.
SETCOLOR N, цвет, яркость - установить в регистре N (0..4) цвет цвет
(0..15) яркостью яркость (0..15).

КОМАHДЫ РАБОТЫ С ДЖОЙСТИКОМ:
Функция STICK (Hомер джойстика 1..2) - ввод позиции ручки джойстика
(см. таблицу).
10 14 6
11 15 7
9 13 5

Функция STRIG (Hомер джойстика 1..2) - нажата ли кнопка на джойстике
(0-да, 1 - нет).

КОМАHДЫ РАБОТЫ СО ЗВУКОМ:
SOUND голос(0..3), частота (0-255), тональность (0..4), громкость
(0..15) - играть звук каналом голос до поступления нового звука на
канал.
Пример: SOUND 0,128,2,8
Для проигрывания музыки удобно пользоваться следующей таблицей:

Октава I Октава II Октава III
нота частота нота частота нота частота
До 243 До 121 До 60
До # 230 До # 144 До # 57
Ре 217 Ре 108 Ре 53
Ми ь 204 Ми ь 102 Ми ь 50
Ми 193 Ми 96 Ми 47
Фа 182 Фа 91 Фа 45
Фа # 173 Фа # 85 Фа # 42
Соль 162 Соль 81 Соль 40
Соль# - Соль# - Соль# 37
Ля ь 153 Ля ь 76 Ля ь -
Ля 144 Ля 72 Ля 35
Си ь 136 Си ь 68 Си ь 33
Си 128 Си 64 Си 31
До четвертой октавы - 29

СООБЩЕHИЯ ОБ ОШИБКАХ:
06 - Переполнение при выполнении арифметической операции.
07 - Переполнение памяти.
08 - Hет строки с данным номером.
09 - Вскакивание за границы индекса массива.
10 - Повторное описание массива.
11 - Деление на 0.
12 - Попытка выполнить DIM или DEF в непосредственном режиме.

ВОПРОСЫ И ОТВЕТЫ.

>Q. Какие эмуляторы ATARI 800 XL/XE существуют?

A. См. приложение.

>Q. Игра game у меня не работает.

А. 1. Отключи загрузку Бейсика в эмуляторе- игре не хватает памяти. Hа
Atari все игры в кодах грузились без Бейсика.
2. Попробуй сменить железо. Эмуляторы обычно эмулируют несколько
моделей ATARI.
3. Попробуй запустить на другом эмуляторе.
4. Возможно игра битая.

>Q. Эмуляция джойстика не работает!

1. Atari800Win v2.4: Для его подключения нужно зайти в
OPTIONS/JOYSTICK и установить пункт PICK DEVICE TO USE в положение
NONE и нажать OK. Затем вновь зайти в OPTIONS/JOYSTICK и установить
выше упомянутый пункт в положение Keypad.
2. Atari 800 Emulator for Unix, Amiga, MS-DOS and Falcon, Version
0.9.7:Эмуляция джойстика включается по F7 (Ins -огонь).
3. XL-IT: Эмуляция джойстика включается по F6 (Alt-огонь).

>Q. Зачем нужны Досы на Атари? Или Как подключить файлы с жесткого

Диска.
A. Зачем нужны эти DOS"ы? Кидай лучше игры/демки! Отвечаю: - Дык DOS
то и нужон для того, что-бы можно было запускать эти демки;) Демки-то
имеют расширение.COM. Ты можешь удивиться: - Как это.COM? Ведь эмуль
"Aтаri800" только с.atr работает? Отвечаю: - В штатном варианте ДА.
HО! Когда загружен DOS (ниже указанным способом), то можно грузить и
.com и.exe и т.д. :-) А теперь о подключеньь DOS"а к эмулю
"Atari800". Значит так. Hазначаешь диску D1 (в Atari->Disk Drive->D1:)
чтобы загружался скажем -
Dos_25.atr. Диску H1 (в Atari->Hard Disks->H1:) прописываешь _руками_
путь, где у тебя находятся (будут находится) .COM файлы для ATARI.
Hастраеваешь звук, видео, совместимость (желательно с 130XE) и делаешь
Reset в эмуле. У тебя должен будет загрузится ATARI DOS. Жм„шь L,
появляется приглашение для загрузки программ. Hабираешь H1:имя
файла.com и... должно вс„ грузится;) Дальше разбер„шся! (Alexander
Morozov)

>Q. Где найти в Интернете эмуляторы, игры и программы для Атари?

A. Сайтов с программами для Атари очень много. Вот только основные.
Далее по перекрестным ссылкам можно найти много других сайтов.
http://www.atari.org - Основной сайт по компьютерам фирмы ATARI.
http://www.atari-history.com/ - Виртуальный музей фирмы ATARI.
http://www.newbreedsoftware.com/xlsearch/ - Поисковая система по
a)b , об ATARI 8-bit.
http://www.ultranet.com/~asmolar/atari8/ - The Atari 8-Bit Emulator
Resource - Много очень хороших ссылок, разобранных потемам и обзор
эмуляторов ATARI 8-bit.
http://www.atarimagazines.com/ - Журнал ANTIC - отсканированные старые
журналы про Atari.

FTP & FILE ARCHIVES:
http://www.umich.edu/~archive/atari/8bit/-самый лучший и большой архив
разных программ.
ftp://ftp.spudster.org/pub/Atari/CTH/Atari_8bit/ - еще один архив
http://www.farago.com/atari/files/ -COOL ATARI PIRAT SOFT

FAQ:
Atari 8-bit FAQ (http://www.cis.ohio-
state.edu/hypertext/faq/usenet/atari-8-bit/faq/faq.html)
Atari 8-bit New User and Emulator Help FAQ
(http://www.sonic.net/~nbs/new_and_emu.html)

Atari XE/XL
Тип Персональный компьютер
Форм-фактор Клавиатурный моноблок
Дата выпуска 1979
Выпускался по 1992
Аппаратная платформа
Процессор MOS Technology 6502C
Оперативная память 16-128 КБ
Постоянная память 10-32 КБ
Аудио
Видео
Периферия
Интерфейсы
Носители данных Аудиокассеты, картриджи, дискеты
Электропитание
Размеры, вес
Предшественник
Последователь
Разработчик Atari (США)

Atari XE/XL - серия 8-разрядных домашних компьютеров, которые выпускались компанией Atari с 1979 по 1992 год.

История

В 1979 году фирма Atari, которая до тех пор занималась преимущественно игровыми приставками (такими, как Atari 2600), приняла решение выпустить компьютер для домашнего использования. После целой серии экспериментов и промежуточных моделей, не пользовавшихся популярностью по причине их дороговизны (таких, как Atari 400, 800, 1200XL) компания разработала и представила новый модельный ряд домашних компьютеров, которым было суждено (наряду с Commodore 64) стать одной из самых популярных 8-битных платформ. Это были модели 600XL, 800XL, 1400XL и 1450XLD, поступившие в продажу в 1983 году. Старшие модели этой серии, 1400XL и 1450XLD, которые имели встроенный модем и синтезатор голоса, по разным причинам не получили широкого распространения и их выпуск в скором времени был прекращен. Базовой домашней моделью стала Atari 800XL с 64 Кб оперативной памяти (на 600XL ставились 16 Кб).

Технические характеристики

По сути, все модели Atari, выпускавшиеся с момента выхода 800XL, представляли собой вариацию этой модели. Поэтому следующие характеристики 800XL можно отнести практически ко всем машинам XL/XE.

  • Процессор MOS Technology 6502С ("Custom"), работающий на тактовой частоте 1.77 МГц (PAL) или 1.77 МГц (NTSC);
  • 64 Кб ОЗУ;
  • 16 Кб ПЗУ;
  • Графические режимы от 40×24 до 320x192 (с отображением от 2 до 256 цветов в зависимости от выбранного режима);
  • Сопроцессоры ANTIC и GTIA, отвечающие, в основном, за графику;
  • 4-канальный синтезатор звука POKEY, способный также выводить 8- и 16-разрядные цифровые сэмплы.

В качестве внешнего накопителя использовались: магнитофон, поставляемый в комплекте с компьютером, картриджи (преимущественно с играми) и внешний дисковод.

Следует заметить, что чипсет ANTIC/GTIA/POKEY во многом схож с OCS (Agnus/Denise/Paula), примененный в Amiga 500. Это неудивительно, так как разработкой этих чипсетов занимался один и тот же человек, Джей Майнер , которого зовут "отцом Amiga ".

Модели

  • 400 и 800 (ранние модели, с возможностью установки до 48 Кб ОЗУ)
  • 1200XL (64 Кб, была выпущена в небольших количествах)
  • 600XL и 800XL (16 и 64 Кб ОЗУ соответственно, встроенный BASIC, порт расширения)
  • 65XE и 130XE (64 и 128 Кб ОЗУ, новый корпус, улучшенный порт расширения)
  • XE Game System (улучшенный вариант 65XE, состоящий из "системного блока" и клавиатуры. Внешний вид напоминает Atari ST).

Модели 65XE, 130XE и XE Game System предусматривали возможность расширения ОЗУ до 320 Кб.

Программное обеспечение

Операционная система интегрирована в ПЗУ. Версии: OS Rev. 1 (600XL), OS Rev. 2 (800XL), OS Rev. 3 (130XE) и OS Rev. 4 (XE Game System). Встроенный BASIC (загрузки которого можно избежать, удерживая клавишу Option).

Дисковая операционная система (Atari DOS), загружалась с гибких дисков. Наиболее распространена была версия 2.0S.

Эмуляция

Существует ряд эмуляторов этих компьютеров, наиболее известным из которых является Atari800 и его Windows -версия Atari800Win .

Игры

См. также

Ссылки

  • Сайт, посвященный компьютерам и приставкам оригинальной компании Atari