Какую операционную систему выбрать: Windows или Mac OS X? Операционная система Mac OS X

Операционная система MacOS

История ОС Mac OS

Mac OS вышла в свет в 1984 году вместе с первым персональным компьютером Macintosh от компании Apple.

Идеи, воплощенные в первой версии системы Mac OS, ее авторы почерпнули у фирмы Xerox. В исследовательском центре Xerox PARC в то время уже существовал компьютер с графической операционной системой, что тогда было настоящим прорывом в эволюционном развитии операционных систем. Но они использовали ее только для собственных нужд и не планировали коммерческого применения.

Соединив уже имеющиеся наработки и собственные идеи, программисты компании Apple создали Mac OS, первую доступную для всех графическую операционную систему. В ней уже тогда был использован всем нам привычный оконный интерфейс, папки с файлами, и впервые был применен манипулятор, названный компьютерной мышью, способный передвигать курсор по всей области экрана. Такая концепция вполне соответствовала главной идее самой компании Apple, предлагавшей создать компьютер доступный для всех, как по цене, так и в техническом плане.

Уже тогда авторы Mac OS задались целью создать такую операционную систему, которая будет удобна и интуитивно понятна любому пользователю, даже не изучавшему компьютер ранее. До этого времени компьютерными программами и процессами управляли с помощью командной строки, поэтому появление наглядных значков обозначавших папки, корзину, компьютер и другие элементы стало настоящей сенсацией того времени. Эти значки авторы стали называть иконками. Разработчики Mac OS определили основы дальнейшего развития всех операционных систем, многое из того, что они придумали в далеком 1984 году, сейчас является эталоном для всех разработчиков программного обеспечения.

Первая версия Mac OS занимала всего 216 кб дискового пространства и работала даже при обычном копировании с одного компьютера на другой. Но такой продукт был совершенно не защищен от подделки, поэтому для того, чтоб сохранить свои доходы разработчики все дальнейшее время посвятили не только ее техническому усовершенствованию, расширению функциональности и стабильности, но и защите. После выхода первой версии Mac OS вышло еще девять ее модификаций, в которых были введены такие улучшения как:

использование мульти файндера, позволяющего работать сразу нескольким приложениям одновременно;

усовершенствование мультимедийных функций и возможностей работы в интернете;

смена черно-белых иконок на цветные, а позже появление нового «платинового» интерфейса и возможности выбирать тему на свой вкус;

появление новой файловой системы HFS+;

улучшение функций инсталлеров;

появление программы Sherlock, предназначенной для поиска файлов на локальных дисках и в сети интернет;

появление многопользовательского режима и разграничение прав доступа.

В марте 2000 года свет увидела абсолютно новая десятая версия Mac OS X, которая не поддерживает программное обеспечение, предназначенное для Mac OS 9. Для ее создания полностью переписали начальный программный код, а за основу взяли операционную систему NeXTSTEP, разработчиком которой был один из тех, кто когда-то основал компанию Apple, но по стечению обстоятельств покинул ее.

Разработки фирмы NEXT вместе с ее руководителем были куплены компанией Apple, благодаря чему во главе нее снова встает ее основатель Стив Джобс.

Теперь в Mac OS X используется ядро Mach, стандартные сервисы BSD и все основные возможности операционной системы Unix. Это дало возможность в много раз повысить ее функциональность, защищенность и стабильность. Вытесняющая многозадачность, которая используется в Mac OS X, позволяет работать нескольким процессам сразу, но при этом не мешать друг другу, а при сбое в работы одного из них не допускать сбоя всей системы и прерывания работы других процессов.

На данный момент Mac OS X имеет собственный красивый, не перегруженный спецэффектами и приятный для глаз интерфейс Aqua. Она проста в использовании и дружелюбна. В ней используется среда программирования Core Foundation, включающая в себя такие компоненты как Carbon API, Cocoa API и Java API. Графическая среда представлена использованием таких технологий как QuickTime, Quartz Extreme и OpenGL. К тому же Mac OS X позволяет использовать программное обеспечение, написанное на таких языках программирования, как Си, C++, Objective-C, Ruby и Java. Немаловажным достоинством Mac OS X является ее безопасность при работе в интернете, она неплохо защищена от интернет-атак, да и количество вирусов способных ее поразить на сегодняшний день ничтожно мало.

Если учитывать все достоинства Mac OS, то сразу встает вопрос, почему она до сих пор не так широко распространена, как ее основной конкурент всем известная ОС Windows. Ответ на него очень прост, ОС Mac OS устанавливается только на компьютеры Macintosh компании Apple, что является принципиальным решением ее руководства. Это не значит, что Mac OS не совместима с компьютерами других производителей и не может быть на них установлена. Установить систему конечно можно, но на данный момент это считается не законным. Компьютеры Macintosh имеют небольшой модельный ряд и не могут похвастаться разнообразием, к тому же они стоят в несколько раз дороже обычных персональных ЭВМ, поэтому число пользователей Macintosh сравнительно мало относительно общего числа компьютерных пользователей во всем мире.

Аппаратная платформа Macintosh

Mac OS вышла в свет в 1984 году вместе с первым персональным компьютером Macintosh от компании Apple. Идеи, воплощенные в первой версии системы Mac OS, ее авторы почерпнули у фирмы Xerox...

Беспроводные точки доступа, использующие протокол WAP

В 1995 году компания Unwired Planet (в 1999 году переименованная в Phone.com, в 2001-м - в Openwave) предложила протокол связи для сетей CDMA, DAMPS (CDPD) и iDEN, реализованный на базе языка HDML (Handheld Device Markup Language). Первое упоминание о WAP происходит в июне 1997-го...

Высокоуровневые методы информатики и программирования

Первое точное документированное описание многоалфавитного шифра было сформулировано Леоном Баттиста Альберти в 1467 году, для переключения между алфавитами использовался металлический шифровальный диск...

Изучение операционной системы Windows Vista

Джим Оллчин, вице-президент корпорации, вызвал себе в помощники двух лучших специалистов компании - Брайана Валентайна и Амитабха Шриваставу...

Математические пакеты

MATLAB как язык программирования был разработан Кливом Моулером (англ. Cleve Moler) в конце 1970-х годов, когда он был деканом факультета компьютерных наук в Университете Нью-Мексико...

Позиционирование БГИТА в геоинформационных системах

Начальный период (поздние 1950е -- ранние 1970е гг.) Исследование принципиальных возможностей, пограничных областей знаний и технологий, наработка эмпирического опыта, первые крупные проекты и теоретические работы. 1...

Позиционные системы счисления

Изобретение позиционной нумерации, основанной на поместном значении цифр, приписывается шумерам и вавилонянам. Такая нумерация была развита индусами и имела неоценимые последствия в истории цивилизации...

Поисковые системы Internet. Журналы

Одним из первых инструментов поиска в интернете (до WWW) был Archie. Первой поисковой системой для Всемирной паутины был «Wandex», уже не существующий индекс, который создавал «World Wide Web Wanderer» -- бот, разработанный Мэтью Грэем (англ...

Поточное шифрование файла

О важности сохранения информации в тайне знали уже в древние времена, когда с появлением письменности появилась и опасность прочтения ее нежелательными лицами. Существовали три основных способа защиты информации...

Проектирование автоматизированного электронного каталога

Firebird ведет свое начало от исходных кодов BorlandInterBase 6.0. Это программа соткрытым исходным кодом, не имеющая двойных лицензий, вы можете использовать ее совершенно свободно как в коммерческих приложениях...

Разработка интерактивных учебных материалов во FLASH с использованием метода хранения данных на стороне клиента в клиент-серверных приложениях

Технология векторного морфинга применялась задолго до Flash. В 1986 году была выпущена программа Fantavision, которая использовала эту технологию. В 1991 году на этой технологии была выпущена игра Another World, а двумя годами позже -- Flashback...

В 1834 году Чарльз Бэббидж начал разработку Аналитической машины. Одну из важных частей этой машины он называл «Склад» (store), эта часть предназначалась для хранения промежуточных результатов вычислений...

Операционная система macOS от Apple была впервые представлена в относительно далёком 2000 году. Совершенствование системы не прекращалось на протяжении всех этих лет. В статье представлена иллюстрированная история развития ОС.

СHEETAH

03/2001 - OS X 10.0

История macOS началась с медведя, а не с хищной кошки (cheetah - гепард). В сентябре 2000 года компания Apple представила версию Kodiak (англ. медведь). За $30 пользователи могли приобрести первую бета-версию Mac OS X .

Официальная версия ОС 10.0 с кодовым именем Cheetah вышла спустя 6 месяцев. В ней был впервые представлен интерфейс Aqua и ранние версии приложений TextEdit, Preview, Mail и QuickTime.

Новая ОС X требовала на то время целых 128 MB ОЗУ и 800 MB памяти на диске.

PUMA

09/2001 - OS X 10.1

Спустя всего полгода была выпущена версия с кодовым именем Pum a . Вместо того, чтобы делать упор на добавлении новых свойств и характеристик, фокус был сделан на улучшении производительности системы.

С выходом Mac OS 10.1.2 компания Apple также стала устанавливать OS X в новые компьютеры по умолчанию, навсегда отказавшись от версии OS 9.

JAGUAR

08/2002 - OS X 10.2

Система Jaguar включала в себя такие приложения, как iChat и Address Book . В новой версии ОС был также представлен компонент Universal Access , благодаря которому OS X стала более доступной в использовании для людей с нарушениями зрения или слуха и другими ограниченными возможностями.

Помимо этого в ОS 10.2 появилась новая заставка: на смену логотипа Happy Mac пришла новая картинка с логотипом Apple.

PANTHER

10/2003 - OS X 10.3

Ребята из Microsoft, должно быть, имели смешанные чувства по отношению к новой версии ОС от Apple, которая получила кодовое имя Panther . С одной стороны, вместо браузера Internet Explorer для Mac по умолчанию устанавливался новый браузер Safari . С другой стороны, версия 10.3 продемонстрировала улучшенную межоперационную совместимость с Microsoft Windows (включая предустановленную поддержку службы каталогов Active Directory).

TIGER

04/2005 - OS X 10.4

Версия Tiger привнесла неоценимую поисковую программу Spotlight. В ней же впервые были представлены виджеты (как калькулятор, календарь или часы) на новой панели Dashboard .

Кроме этого, в версии Mac OS 10.4 было представлено новое аппаратное обеспечение. Оно было установлено на первых компьютерах Mac с процессорами Intel и на первых устройствах Apple TV (им ещё предстояло появиться в 2007 году).

LEOPARD

10/2007 - OS X 10.5

Эта версия Mac OS находилась в разработке довольно долго. Дело в том, что Apple в это время активно занималась созданием и выпуском iOS и iPhone.

В ОС Leopard , однако, была встроена система архивации под названием Time Machine . Обновлённая система также начала поддерживать 64-битные приложения.

Более того, с помощью программы Boot Camp компьютеры Mac теперь могли поддерживать другие операционные системы, как, например, Microsoft Windows.

SNOW LEOPARD

08/2009 - OS X 10.6

Как понятно из названия, Snow Leopard была построена по большей части по образцу предыдущей версии. Но в ней был представлен Mac App Store , последовавший за успешной реализацией проекта на iOS.

Версия Mac OS 10.6 также поставила точку в использовании архитектуры PowerPC. С этого времени использовались только процессоры Intel.

LION

07/2011 - OS X 10.7

Система Lion (от англ. лев) стала первой версией Mac OS, недоступной на CD или DVD. Новую версию можно было только скачать. Для её создания было взято много идей из iOS: Gestures , Launchpad , восстановление окон и др.

Новейшая часть инфраструктуры Apple iCloud также дебютировала в Mac OS 10.7.

MOUNTAIN LION

07/2012 - OS X 10.8

Mountain Lion включила в себя ещё больше успешных концепций из iOS: новое приложение Messages вместо iChat, приложение Reminders и Notification Center .

Ещё до презентации OS 10.8 Apple сделала громкое сообщение: компании пообещала ежегодный выпуск новых версий Mac OS.

MAVERICKS

10/2013 - OS X 10.9

С новой версией Apple представила новую схему назначения имён ОС (до этого версии назывались в честь представителей семейства кошачьих, теперь начали использоваться названия известных мест в Калифорнии). Также обновление до OS 10.9 сделали бесплатным и пообещали, что последующие обновления тоже будут бесплатными.

В Maverics были представлены и новые приложения Maps и iBooks .

YOSEMITE

10/2014 - OS X 10.10

В Mac OS 10.10 произошла крупнейшая смена дизайна за несколько лет. Изменения последовали за обновлениями iOS с более плоским дизайном и эффектом размытия.

Появилась функция Handoff , благодаря которой пользователи без особых усилий могли переключаться с одного устройства на другое даже при выполнении отдельных задач. Также был сделан упор на режиме Full Screen Mode , который активировался касанием зелёной кнопки в строке заголовка.

EL CAPITAN

09/2015 - OS X 10.11

Версия El Capitan названа в честь горной вершины в национальном парке Йосемити. Она была сфокусирована на улучшении производительности и стабильности системы.

Помимо незначительных обновлений Safari, Spotlight, Mail и Notes и презентации режима Split Views , самым большим обновлением стала возможность удобного расположения окон приложений рядом друг с другом.

  • Перевод

Продолжаем знакомиться с историей операционных систем Apple. Сегодня Lisa, Macintosh вплоть до System 7 и ранние попытки использовать Unix.
Первая часть: habrahabr.ru/post/194696

Приход графики

Apple представил компьютер Lisa в январе 1983 года, за год до Макинтоша. Стартовая цена составляла $9995. Сердцем новинки был 32-битный процессор Motorola 68000. При создании разработчики явно вдохновлялись Xerox PARC, см. habrahabr.ru/post/194696 . Этому способствовала договоренность между Xerox и Apple - акции в обмен на технологию. Следует заметить, что проект Lisa начали еще до причащения к PARC. В целом непонятно, какие именно идеи позаимствовали у Xerox, а какие изобрели своими силами.

Lisa OS
Lisa Office System (OS), операционная система этого компьютера, имела полностью графический интерфейс. Был файловый менеджер с иконками, при клике запускалось соответствующее приложение. В комплекте также был табличный процессор LisaCalc, программа для рисования диаграмм LisaGraph, продвинутый редактор списков LisaList, менеджер проектов LisaProject, рисовалка LisaDraw, эмулятор ANSI терминала LisaTerminal и т. д. Кроме того, на Lisa поддерживалась работа SCO Xenix.



В Lisa впервые ввели некоторые элементы интерфейса, которые используются Apple по сей день. Это меню вверху экрана, правда пока без кнопки с яблочком. Символ яблока был на клавиатуре и использовался в шорткатах. При дабл-клике открывающееся окно анимировалось. Можно было перетащить документ в корзину для удаления.
Подобно STAR, интерфейс Lisa базировался на метафорах реальных офисных объектов. Поэтому обои десктопа изображали однотонный белый лист. В те годы мониторы мерцали, а белый фон мерцал особенно сильно. Для сохранности глаз пользователей увеличили частоту развертки, что плохо отразилось на стоимости компьютера. Про белый фон вроде бы не подтверждается. Была сетка, которая действительно должна мерзко мерцать - прим. перев. Дополнительная память и диск делали цену прилично пятизначной в тех еще долларах. Были и проблемы с длительной загрузкой системы. В целом, Lisa была далеко не такой совершенной, как ее создавали.
Macintosh


В начале 80-х в Apple разрабатывался проект Annie. Джефф Раскин, тридцать первый (видимо, по порядку найма - прим. перев. ) сотрудник Apple переименовал его в Macintosh. Вообще-то, сорт яблок правильно называется McIntosh, но такая торговая марка уже была. Во время попыток подобрать созвучное название пробовали и аббревиатуры. Например, MAC (Mouse Activated Computer). Сотрудники быстренько придумали альтернативный перевод Meaningless Acronym Computer, Малозначащая Аббревиатура Компьютера. Раскин также написал на тему персональных компьютеров документ для внутреннего пользования The Book of Macintosh. Это был первый весомый вклад в проект.
Стив Джобс представил общественности Macintosh 24 января 1984 года в Купертино. Позже эту модель обозначат Mac 128K из-за соответствующего объема памяти. Компьютер построен на основе процессора Motorola 68000 без блока управления памятью, работы с плавающей запятой и каких-либо кэшей. В корпус встроен девятидюймовый черно-белый монитор с разрешением 512х342. Из накопителей - только 3.5” дисковод, 400 Кб на дискету.
На 400 Кб дискете поставлялась однопользовательская однозадачная операционная система. Название ее постепенно определилось как Mac System Software, или просто System.
System 1
Macintosh ROM содержал смесь низкоуровневого кода для инициализации железа, драйверов и высокоуровневой библиотеки Toolbox. Она избавляла программиста от необходимости самому рисовать интерфейс, все программы получались в едином стиле. Toolbox поддерживал отображение и обработку диалоговых окон, шрифтов, иконок, меню, окон, ввод и редактирование текста, простые вычисления, и так далее. Компонент QuickDraw содержал примитивы для рисования фигур, диалогов, выпадающих меню, скролл-баров, окон. Этот фрагмент кода практически идентичен таковому в Lisa. На то время это был невероятно богатый API. Он позволил создать достаточно долгоживущую систему с поддержкой обратной совместимости.


Приложение по умолчанию, которое запускалось при старте, называлось Finder. Это был интерфейс для работы с файлами и запуска программ, по типу сегодняшних десктопов. Система была однозадачная, поэтому при запуске программы Finder закрывался, а после завершения запускался снова. Файловая система MFS была неиерархической, все файлы хранились в одной куче. В то же время, отображение вложенных каталогов было реализовано. В корне каждого диска был каталог Empty Folder. Чтобы создать новый каталог, надо было переименовать Empty Folder, который после этого респавнился. От Lisa новой системе досталось верхнее меню с добавленным яблочком и корзина. Корзина опустошалась при каждой перезагрузке. Примерно тогда же появился Apple"s Human Interface Guidelines.
В те годы корзина использовалась еще и для безопасного извлечения диска. Это вызвало волну критики. Apple аргументировало свою позицию по этому вопросу, там все неочевидно и интересно.
Из дисковых носителей был только один дисковод. Уже тогда многие программы требовали несколько дискет для работы. Система поддерживала кэширование списка файлов на дискете, которая уже извлечена. Иконка такой дискеты делалась серой, а при попытке ее открыть выбрасывалось приглашение вставить ее обратно. В то же время, можно было очистить этот кэш перетягиванием дискеты в корзину.
Таким образом. чтобы извлечь дискету окончательно, надо было сначала дать команду “Извлечь”, а потом перетащить иконку в корзину. Поэтому переписали логику этого действия: перетягивание активной дискеты извлекало ее и очищало кэш.
Одновременно вышла и Lisa 2. Позже ей добавят жесткий диск, эмулятор Macintosh под названием MacWorks и переименуют ее в Macintosh XL.
Кроме всех программных новшеств, в этих компьютерах впервые обеспечили программное управление такими сугубо железными функциями как выброс дискеты, регулировка яркости и включение-выключение компьютера.
Алан Кэй однажды сказал, что интерфейсы IBM 3270/PC и Macintosh относятся друг к другу как машкоды к КОБОЛу. Дальше были несколько лет эволюционного развития с неожиданными отступлениями от общей темы.
System Software версий 2 - 6
Долгое время у Apple была крайне запутанная система нумерации версий софта, у каждого компонента ОС была своя система нумерации и план обновления. Отдельно учитывались System Software Release, System, Finder, MultiFinder, LaserWriter и т.д. Постепенно это унифицировали.
Улучшения за этот период:
  • Ускорили Finder, включая дисковый кэш и minifinder для быстрого запуска программ.
  • Добавили команды для обычных действий: выключение компьютера, создание нового каталога, извлечение диска
  • Иерархическая файловая система HFS с адекватной логикой работы
  • Поддержка нескольких мониторов и больших дисков
  • Улучшения в клиенте AppleShare
System 6


Здесь наконец-то появилась многозадачность через MultiFinder. Изначально это был отдельный софт, работающий параллельно со старым Finder. Но вскоре его сделали обязательным. Он позволял запустить несколько программ одновременно и раздать нужный объем памяти каждой из них. В интерфейс добавили прогресс-бар с кнопкой отмены для операций копирования и удаления файлов. Но в то же время Finder оставался черно-белым даже на компьютерах, поддерживающих цвет. Для исправления этого фатального недостатка выпустили Color QuickDraw.

Цветные проекты Apple

В марте 1988 года некоторые инженеры и менджеры Apple в тайне от руководства обсудили глобальные планы на будущее. Идеи сортировали по безумности и записывали на цветные карточки - синие, розовые и красные.
Blue - проект улучшения уже имеющейся ОС. Он стал основой для System 7.
Pink - система, переписанная с нуля. Предполагали внедрить ООП, полную защиту памяти, легковесные потоки, отдельные защищенные адресные пространства, многозадачность и много еще чего интересного. Проект развивался вяло, и его отдали в компанию Taligent. Но об этом чуть позже.
Red - вещи, слишком прорывные даже для Pink.
В это время актуальной была System 6.х. К 1991 году допишут Blue и выпустят под именем System 7. Это будет очень значительный шаг, сравнимый разве что с выходом Mac OS X. В этом промежутке времени Apple выпустила два интересных проекта: GS/OS и A/UX.

GS/OS



Как мы говорили в первой части, Apple II продержался на конвейере 14 лет. Даже выход Macintosh не сдвинул его с трона. В 1986 году вышел Apple IIGS, некий микс этих двух очень различных систем. Это был первый и единственный 16-битный Apple II. Буквы GS обозначали Graphics and Sound. Процессор был совместим с 6502, поддерживались режимы 200x320 16 цветов и 200x640 4 цвета, 32-х канальный звуковой чип Ensoniq Digital Oscillator поддерживал до 15 инструментов.
Apple ProDOS разделили на 8- и 16-битную ветки для поддержки Apple IIGS. ProDOS 16 поставлялась как ОС весьма недолго, вскоре Apple представляет GS/OS. Это новая, изначально 16-битная система, которая работает намного быстрее. Из новинок - FST, file system translators. Это что-то типа набора драйверов для поддержки различных ФС. Источник вдохновения - vfs из UNIX. Из коробки поддерживались ФС Apple Pascal, Apple DOS 3.3, ISO/High Sierra, HFS, FAT, ProDOS и сетевой протокол AppleShare.


Finder умел отображать сетевые тома, а GS/OS даже поддерживала загрузку из сети.
В GS/OS была Панель управления, которая могла дополняться сторонними апплетами под названием CDEV.
Последняя версия GS/OS 4.02 поставлялась с Apple IIGS System 6.0.1.

A/UX

Apple выпустила собственную версию POSIX-совместимого Unix в конце 1988 года. Ранние версии были основаны на 4.2BSD и AT&T UNIX System V Release 2, но вскоре в ход пошли 4.3BSD и последующие релизы System V.
A/UX включала контроль задач, сигналы, сеть (AppleTalk, STREAMS, TCP/IP, сокеты, NFS с поддержкой YP и т.д.), файловую систему ffs, систему контроля версий SCCS, печать, X Window, совместимость с API BSD и System V, компиляторы cc и f77 и т.д.


Кроме этого, в A/UX входили многие компоненты из ОС Macintosh, в частности Finder. A/UX 2.x построена на System 6, а A/UX 3.x - на System 7. Поддерживались приложения Macintosh, Unix с командной строкой и X, DOS через эмулятор. Также были гибридные приложения, совмещающие API Unix и интерфейс Toolbox. Для процессов Unix многозадачность была вытесняющая, а для Macintosh - только кооперативная через MultiFinder. Для запуска среды исполнения Macintosh использовались программы startmac и startmac24 , в зависимости от используемой схемы адресации памяти. Поддерживалось множество настроек, даже замена Finder на другое приложение.
Сторонники A/UX от него тащились. Инсталляция на поддерживаемое железо была максимально простой для Unix, даже на фоне сегодняшнего дня. Кое-что из A/UX дожило до времени Mac OS X. Например, команда appleping . Или каталоги /.mac//Desktop Folder и /.mac//Trash. Про разделитель каталогов / и говорить стыдно. В Маках в то время был разделитель:, подмена в случае работы с HFS делалась на лету. Хоум был в /users , и так далее. Спорный абзац, ну да ладно - прим. перев.
Последняя версия A/UX 3.1.1 вышла в 1995 году. Система работает только на Apple с процессорами 68 серии с поддержкой плавающей запятой и управления памятью.

В поисках свежей крови

В начале 90-х в Apple осознали, что накопившийся в ОС код пора бы и переписать. Упомянутый выше проект Blue вылупился под названием System 7.
System 7
Маленький шаг в нумерации, большой прыжок для всех Macintosh.

Обновления:

  • MultiFinder встроен и используется по умолчанию. Многозадачность только кооперативная.
  • Встроенная поддержка сети AppleTalk и сетевых дисков AppleShare
  • 32-битная адресация памяти
  • AppleScript для автоматизации работы, управление цветом ColorSync, совместная работа и электронная почта через PowerTalk, QuickTime, TrueType, WorldScript поддерживал несколько языков как системные. Не все эти компоненты входили в поставку, некоторые надо было добавлять отдельно.
  • Поддержка виртуальной памяти
Первый Macintosh с блоком управления памятью вышел в 1987 году под названием Macintosh II. До выхода System 7 блок вообще не использовался. В этой версии поддержка виртуальной памяти была в весьма зачаточной стадии. Не было защищенных адресных пространств, mmap, блокировки страниц, разделения памяти и т.д.


Были и некоторые изменения интерфейса. Можно переключать запущенные приложения через меню. Корзина стала обычной папкой, убрали автоочистку. Текст можно не только копипастить, но и перетягивать между приложениями. Появились ярлыки. Поменяли структуру Панели управления и Расширений.
Примерно в это же время Apple объединяет усилия с IBM и Motorola для перехода на PowerPC. Это потребовало еще одного переписывания системы.

Наша цель - POWER

В свое время господствовала концепция набора команд процессора, приближенного к языку высокого уровня - CISC. Это привело к появлению очень сложных процессоров. В противовес этому, Сеймур Крей в начале 60-х разработал суперкомпьютер CDC 6600 (он же CRAY-1) с компактным набором команд. Это был RISC, но тогда этого слова еще не знали. RISC (Reduced Instruction Set Computer), компьютер с уменьшенным набором команд. Кроме этого, почти все команды работают только с регистрами, а операции загрузки в память и выгрузки оттуда вынесены отдельно. Это позволяет сделать эффективный конвейер и выполнять каждую команду за меньшее число тактов. Сейчас граница между CISC и RISC сильно размылась.
В 1975 году в IBM запустили RISC-архитектуру под кодовым номером 801. В начале 80-х Беркли и Стэнфорд начали проекты RISC и MIPS соответственно. К 1990 году на рынке было несколько конкурирующих RISC-архитектур. Например, MIPS, PA-RISC, SPARC V8, Motorola 88k, IBM RS/6000. RS/6000 - это второе поколение архитектуры под общим названием POWER. В рамках проекта Jaguar были попытки Apple использовать Motorola 88k. Но проект не пошел, и в работу взяли PowerPC.
В 1991 году Apple, IBM и Motorola создали AIM Alliance с целью создания единой аппаратной платформы CHRP (Common Hardware Reference Platform). В результате получилась платформа PowerPC. Первый процессор PowerPC 601 поддерживал большинство инструкций POWER. Архитектура сразу разрабатывалась как 64-битная, с возможностью динамического переключения между 32- и 64-битными режимами. Процессоры вплоть до G5 поддерживали только 32-битный режим. Как оказалось, PowerPC пришел надолго.
Следует заметить, что CHRP предполагалось лицензировать для продажи сторонними производителями. Для PowerPC даже существовала версия Windows NT.
Apple и ARM


Еще в начале 90-х были серьезные попытки Apple использовать RISC. Первый процессор ARM1 вышел в середине 80-х. Еще до AIM Apple и Acorn пытались совместно создать новый процессор. Инвестор и первый покупатель лицензии - VLSI Technology. Процессор ARM6 610 архитектуры ARMv3 с частотой 20 МГц использовался в планшете MessagePad с операционной системой Newton. Про это будет отдельная глава.

Mac OS для PowerPC

Впервые PowerPC поддерживалась в System 7.1.2. Портирование всех компонентов заняло уйму времени. Особую прелесть процессу добавляла необходимость сделать эмулятор старого процессора, для обратной совместимости. В итоге получился HAL (слой абстракции от железа) и эмулятор собственно 68k.
Для PowerPC было разработано наноядро - меньшее, чем микроядро. Оно выполнялось с высшим приоритетом, выступало в роли HAL и предоставляло низкоуровневые интерфейсы для обработки прерываний, исключений, управления памятью. Напрямую к ядру могли обращаться только службы ОС и дебаггер.
Эмулятор 68k запускался при загрузке. Он эмулировал только общий набор инструкций процессора 68LC040, без плавающей запятой и блока управления памятью. Стек исключений был взят из процессора 68020, для лучшей совместимости. Были и другие мелкие ограничения. A/UX на этом эмуляторе не запускается. На современных программных тоже - прим. перев.
Поскольку одновременно могли использоваться два набора инструкций, был специальный системный компонент Mixed Mode Manager, который управлял переключением контекста между двумя типами кода. Взаимные вызовы между ними тоже поддерживались. Менеджер был незаметен для кода 68k, но код PowerPC его видел.
Следует заметить, что первые версии Mac OS для PowerPC содержали мало нативного кода. Большинство существующих приложений, драйверов, бОльшая часть Toolbox и собственно кода ОС использовали эмуляцию. Их только предстояло переписать. Предполагалось, что наноядерная архитектура этому поможет.


В System 7.5 появились OpenTransport (реализация Mentat Portable STREAMS), QuickDraw 3D, Java, OpenDOC (местный аналог OLE). Из украшений появился экран загрузки с логотипом Mac OS и прогресс-баром.
MAE
Mixed Mode Manager также использовался в Macintosh Application Environment (MAE). Это эмулятор Мака для X Window под SunOS и HP-UX. Была эмуляция 68k и трансляция команд в родные для хост-системы. Поддерживалась System 7.x и многие ее компоненты. Еще из похожего - Mac-on-Unix (MAS), для запуска приложений Macintosh под Unix на PowerPC.
NetWare для PowerPC
Apple и Novell сотрудничали в середине 90-х для портирования NetWare на PowerPC. Этот порт намного проще настраивался по сравнению с х86, планировалось запускать его на сервере Apple Shiner. Проект был в приличной степени готовности, но закрыт до выхода готового продукта. Название Shiner перешло к Apple Network Server под управлением AIX.
AIX для PowerPC
Через несколько лет, в 1996 году, Apple выпускает малоудачный Apple Network Server. Он был основан на процессоре PowerPC и поддерживал горячую замену дисков, вентиляторов и блоков питания, RAID, много устройств SCSI и PCI, заменяемый процессор на отдельной плате и экран на корпусе для отображения статуса.

Network Server поставлялся с AIX for Apple Network Servers и не поддерживал Mac OS. Это была очень продвинутая ОС с поддержкой вытесняющей многозадачности, многопоточности, множества сетевых протоколов, RAID, JFS, LVM и прочих приятных суровым админам-юниксоидам штук. На выбор были командная строка или графические AIXwindows и CDE.


Эту линейку серверов сняли с производства в 1997 году. Apple вернется на рынок только через 5 лет, когда выйдет Xserve.

В следующей части будет про разброд и шатания в середине 90-х и поиск источника вдохновения для очередного полного переписывания. Если вмещусь по объему, то затрону поздние версии Mac OS Classic.

И, чтобы закончить эту тему, осталось рассказать об истории macOS и Linux (все другие ОС имеют менее 1% на пользовательском рынке), и начать я решил с первой. Отследить историю трех ОС выше никаких проблем не вызывало - последние две развивались вообще на наших глазах, ну а система от Microsoft всегда называлась Windows и тоже не настолько стара, чтобы информация о ней затерялась в анналах истории.

Изначально было принято решение писать об истории Mac OS X, но, чтобы рассказать о ней, пришлось бы «залезть» и в более ранние System 7 и Mac OS 8 и 9 - получилось бы достаточно странно. Так что давайте начнем с самого начала - компьютера Apple I и его прошивки, и будем медленно продвигаться вплоть до последней версии macOS X.

System Monitor - прошивка для Apple I

Про Apple I, выпущенный в 1976 году, было сказано уже очень много, и особо смысла повторяться нет. Вкратце - компьютер представлял собой одну плату и был основан на процессоре MOS Technology 6502 - ибо его конкуренты, Intel 8080 и Motorola 6800, стоили почти на порядок дороже, около 200 долларов против всего 25 за детище MOS: с учетом того, что Стивам Джобсу и Возняку нужно было сделать для продажи хотя бы 50 плат, а денег у них было не так много - эта экономия была очень и очень существенной. Поставлялся компьютер с 4 Кб памяти, которые можно было расширить до 8, а из разъемов имелись лишь порт для подключения клавиатуры и выходы на телевизор и кассетный микрофон. Причем в комплект входила только плата - и корпус, и клавиатуру, и блок питания - пользователь все должен был купить сам.

Что касается операционной системы, то ее в общем-то... не было. По сути, компьютер имел прошивку под названием System Monitor, которая весила всего 256 байт - четверть килобайта! Основные ее задачи - это дать возможность пользователю работать с командной строкой с помощью клавиатуры и экрана, набирать и запускать программы и смотреть содержимое памяти. Работа поддерживалась только с языком программирования Apple BASIC, кассета с которым, к счастью, была в комплекте. Разумеется, такого понятия как «пиксели» прошивка не знала, и компьютер умел выводить на подключенный телевизор лишь 24 строки по 40 символов в каждой. Графики, конечно же, тоже не было.

Разумеется, в то время существовали «нормальные» операционные системы - к примеру, тот же UNIX V6: это была полноценная ОС с ядром, работающая на языке C и имеющая множество относительно современных функций. Но вот стоила ее лицензия порядка 20 000 долларов, и поэтому пользовались ей в основном в университетах, для обычных домашних ПК она, понятное дело, не подходила чисто по цене.


И хотя компьютер Apple I был вполне себе успешным, на рынке он пробыл менее года. Основная проблема была в том, что он представлял собой конструктор, и просто для начала работы нужно было потратить время на покупку и сборку остальных комплектующих - и далеко не все тогда (да и сейчас) в этом разбирались. Поэтому в 1977 был представлен Apple II - компьютер вида «все-в-одном», уже с интегрированной клавиатурой и в корпусе. Более того - он поддерживал цветную графику и был первым таким домашним ПК. В итоге этот компьютер стал очень популярным, и последняя его версия вышла аж десятью годами позже - в 1986 году был представлен 16-битный IIgs. Разумеется, за все это время под эти ПК было написана не одна операционная система.

Встроенная память тогда была очень дорога (как SSD несколько лет назад), из-за чего выгодно было хранить систему на внешних носителях (хотя и они дешевизной не отличались), поэтому первая система для Apple II называлась DOS - Disk Operating System, или дисковая операционная система. Разумеется, к MS-DOS она не имела ровно никакого отношения, а первая версия для Apple II называлась DOS 3.1 (привет Windows NT, которая тоже начиналась в 3-ей версии). Причина, по которой релиз был не первой версии, достаточно проста: первый билд системы имел номер 0.1, в дальнейшем с каждым новым билдом вторая цифра увеличивалась на один. Когда она становилась 9-ой, то следующий билд обнулял ее и увеличивал уже первую цифру (то есть после 0.9 следовала 1.0). Пол Лафтон, один из программистов этой ОС, решил заменить номер версии номером билда, который на тот момент был 3.1 - поэтому систему и стали называть DOS 3.1, и никакие первые две версии нигде не потерялись.

С учетом того, что дисковод был один, а данные как-то нужно на ПК передавать, было придумано достаточно простое решение: при запуске в Apple II вставлялась дискета с Apple DOS, после чего система с нее полностью загружалась в оперативную память, и дискету можно было вынуть и заменить на любую другую. Сама система была уже куда более продвинутой - хотя и работала на том же BASIC. Она поддерживала имена файлов вплоть до 30 символов, а типов файлов было целых четыре: тип A - Applesoft BASIC, тип B - двоичный, тип I - Integer BASIC, и тип T - текстовый. Изначально система работала только с дисководом Apple Disk II и только с односторонними дискетами на 140 Кб. Для каждого файла на диске сохранялось его имя, тип, флажок защиты от записи, номер первого сектора и размер файла в секторах. В будущем система научилась работать и с жесткими дисками, которые определялись как множество локальных дисков по 140 Кб каждый. Достаточно забавный факт - система не умела работать со временем, поэтому узнать, когда был создан или изменен тот или иной файл, было невозможно.


В общем и целом - система была куда продвинутей совсем уж примитивного System Monitor, но все еще до того же UNIX V6 было далековато. Но большинству пользователей этого вполне хватало, что и сделало Apple II очень популярным.


В 70-80-ых годах была достаточно популярная система p-System, созданная в Калифорнийском университете Сан-Диего (UCSD). Система была достаточно гибкой и легко портируемой, по факту - виртуальной машиной, выполняющей байткод p-code. Самый популярный язык разработки для нее - UCSD Pascal. Марк Аллен и Ричард Гливс, студенты из этого университета, адаптировали ее для процессора 6502 летом 1978 года, после чего, годом позже, вышла система Apple Pascal и одноименный ПК Apple II Pascal, который выпускался порядка 5 лет.

Сама система была достаточно сильно улучшена в сравнении с Apple DOS. Во-первых, изменился способ записи файлов: если в DOS система писала файл в первый попавшийся свободный сектор, то теперь система старалась писать файл, состоящий из нескольких секторов, в последовательные секторы на диске - это существенно повышало скорость чтения.

Во-вторых, система научилась работать со временем, и теперь к меткам файла на диске добавились время его создания и последнего изменения.

В-третьих, были переработаны названия файлов: если раньше они могли включать 30 любых символов, то теперь только 15, и допускались лишь буквы и цифры - это было сделано для того, чтобы на 40-символьном экране уместилась другая информация о файле.

В комплект с ОС шла утилита для обслуживания дисков, компилятор Pascal и ассемблер, работающий куда лучше такового в Apple DOS. И хотя вроде система была куда лучше, чем DOS, была одна достаточно серьезная проблема - она не умещалась на одну дискету в 140 Кб, их требовалось минимум две, желательно вообще три. Поэтому при работе постоянно приходилось менять дискеты, что было достаточно долго и неудобно.


В конце 70-ых на смену популярнейшего MOS 6502 пришел не менее популярный Zilog Z-80, под который даже сейчас, спустя 30 лет, все еще пишут софт. И Microsoft решила не оставаться в стороне, выпустив сопроцессорную плату Z-80 SoftCard. Ее смысл заключался в том, что при ее подключении к Apple II компьютер получал еще один полноценный процессор - Z-80 - и возможность запуска софта для популярной тогда системы CP/M.

По своим возможностям эта система ничуть не уступала UNIX, и была уже достаточно похожа на современные ОС - был и BIOS, и базовая дисковая система, и процессор командой строки. Из-за этого сопроцессорная карта с Z-80 продавалась очень хорошо - ведь по сути пользователям не нужно было покупать новый ПК на этом процессоре, а хватало лишь одной платы, которая стоила, разумеется, дешевле компьютера.

Успех SoftCard привел к тому, что появились аналоги и на других процессорах - так, была плата Stellation Mill, основанная на процессоре 6809, позволявшая запускать систему реального времени OS-9.

В итоге все эти карты существенно продлили срок жизни Apple II, но было понятно, что пора идти дальше, и в 1980 году вышел Apple III с системой SOS - но об этом поговорим уже в следующей статье цикла истории операционных систем от Apple.

Обзор операционной системы Mac OS

Принято считать, что операционная система Windows это бюджетный вариант, а вот Mac OS - это элитная система для гурманов и эстетов. Поскольку обладатели дорогостоящих эппловских машин и так отлично знакомы с Mac OS, имеет смысл рассмотреть вопрос с точки зрения рядового Windows-юзера.

Выдержка из Берклеевского курса

Что такое математика? Ну, математика, это когда дважды два равно четыре. Нет, дважды два четыре – это арифметика. А математика, это искусство доказывать, что дважды два равно пяти, а то и семи. Что же тогда высшая математика? Высшая математика способна как дважды два доказать, что в реальном мире возможно абсолютно все нереальное.

Windows vs. Mac OS

Начать надо с того, что Windows и Mac это операционные системы с графическим интерфейсом. Собственно, именно в этом и состояла генеральная инновация, которая сделала Билла Гейтса и Стива Джобса миллиардерами. До этого, чтобы работать на компьютере, требовалось знать символические команды и уметь распознавать такие же цифровые ответы. Графический интерфейс представляет собой компиляцию рисунков, кнопок и надписей, с которыми управиться может любой человек, не знакомый с программированием. Таким образом, компьютеры перестали быть игрушками для профи и широкими рядами пошли в массы.

Пользовательский интерфейс Mac состоит из анимированных панелей, включающих в себя иконки и значки работающих приложений и папок с документами. Кнопки Пуск здесь нет. При наведении курсора на нижний край дисплея плавно выплывает ряд кнопок и так же плавно скрывается, когда курсор отводится в сторону. В широком ранге можно кустомизировать наличие значков приложений и их привязку к разным сторонам экрана.

Прежде всего, бросается в глаза ювелирная отполированность всего, что находится на экране и заметно более высокая скорость реагирования, чем на Windows. Многие пользователи Windows знакомы с Rocket Dock – это и есть подражание маковскому интерфейсу.

Еще одно отличие – главная панель меню приложения всегда прикреплена к верхней части дисплея. Довольно необычно, но вскоре понимаешь, насколько это удобно.

Типографические шрифты

Следующее принципиальное отличие: шрифты на экране Mac выглядят в точности так, как они и будут напечатаны на принтере. На первый взгляд это кажется несколько непривычно, но привыкаешь быстро. По этой типографской точности визуализации шрифтов, Mac отлично подходит для работы над задачами полиграфии разного рода.

Мульти-рабочий стол

В Mac OS на системном уровне решена задача запуска одновременно нескольких разных рабочих столов. Переключение горячими клавишами, ничего не глючит и не конфликтует. Для Windows существуют различные сторонние приложения для реализации задачи множественных рабочих столов. Но, ни одно из них не доведено до настоящего рабочего состояния. Вечно что-то перемыкает и зависает.

Установка и удаление приложений

В отличие от Windows, приложения в Mac не внедряются в систему и реестр, а элементарно распаковываются в отдельные папочки и оттуда работают, как портабельные. Поэтому реестра фактически и не существует. Отсюда нет проблемы с трудоемким удалением глубоко въевшихся в систему программ. Такой подход избавляет от массы проблем с выбором программного комплекта.

Говорят, для Mac OS существует очень мало приложений?

Это заблуждение. Программ для Mac никак не меньше, чем для Windows. Заблуждение и то, что большинство маковских программ очень дорого стоят. На самом деле, бесплатных программ очень много. Отсюда у Windows-пользователя следующий вопрос: а вот если мне захочется иметь свои любимые Windows-приложения на Mac? Проблема?

Никакой проблемы нет. Вопрос решен просто и оригинально – виртуализация. Устанавливается на компьютер параллельная виртуальная Windows OS и затем работает в фоновом режиме. Далее, любые Windows-приложения устанавливаются и управляются, как обычные маковские. Так сказать, два в одном. При желании можно вывести на экран стандартные меню и значки приложений в стиле Windows.

Какой антивирус нужен для защиты Mac OS от вирусов?

В это трудно поверить пользователю Windows, но никакие антивирусы вам не потребуются. Просто нет никаких вирусов для Mac. Специалисты утверждают, что заразить эппловский компьютер вирусом можно только в том случае, если пользователь сам создаст вирус и внедрит его в систему. Как говорится, хоть компьютер Apple и дорог, так хоть на антивирусах можно здорово сэкономить.

Клавиатура и горячие клавиши

Организационно, клавиатура немного отличается, другие названия некоторых управляющих клавиш. Наборы горячих клавиш тоже незначительно модифицированы. А в принципе, концепция в основе лежит одна и та же, поэтому перестроиться на Mac-keyboard никакой проблемы не составит.

Можно ли установить Mac OS на PC-совместимый компьютер?


Теоретически и практически можно установить Mac OS на AMD или Intel. При наличии достаточной мощности процессора и опыта самого пользователя, полазить по форумам, поковыряться с настройками и вот вам вполне рабочий Mac на PC. Однако следует помнить, что это не совсем легальная операция. Впрочем, при современном уровне компьютерного пиратства, кто вообще читает эти лицензионные соглашения? Разве что сотрудники специального отдела полиции.

В общем, как говорят в Одессе, знал бы прикуп, приобрел бы Apple. На самом деле, машина впечатляет своей законченностью и отработанностью деталей. А то ведь все давно привыкли к извечной сырости и недоделанности очередных релизов Windows.

Напомним, что специалисты "Serty-Service" готовы помочь,

если у вас возникли проблемы с Mac OS.